архив
          English

Бизнес-ангелы


В головах наших граждан всегда было полно хороших бизнес-идей, а вот с деньгами на их реализацию как-то не очень складывалось. Кризис увеличил это противоречие в разы: идей стало больше, а денег еще меньше. Что же делать нашим новаторам и инноваторам в этих условиях? Ответ весьма простой: искать бизнесангелов. И хотя на горизонте вроде бы и не видно никаких ангелов, в России они точно есть.

Если верить заявлениям отечественных банкиров, то кризис не только не тормозит кредитование малого и среднего бизнеса, но даже и стимулирует его рост. Согласно только им самим ведаемой логике, наши банкиры якобы считают предпринимателей более надежными заемщиками, чем частных лиц.

Если у вас есть идея

Сегодня многие банки утверждают, что готовы кредитовать малый и средний бизнес в любых объемах: от нескольких десятков тысяч до миллионов рублей. Такие гиганты банковской системы, как Сбербанк, УралСиб, BSGV, ВТБ24, КМБ-Банк, Юниаструм-Банк, Тверьуниверсалбанк и иже с ними не устают повторять, что предпринимателям, в том числе и индивидуальным, доступны сегодня не только классические виды кредитования—кредит на пополнение оборотных средств, кредит на развитие бизнеса или экспресс-кредит, — но и такие формы кредитования, как кредитная линия или банковская гарантия, ранее предоставлявшиеся исключительно крупным игрокам.

Правда о цене вопроса почему-то все предпочитают помалкивать. А сказать об этом следовало бы. На сегодняшний день классические кредиты стоят 20–30% годовых, банковская гарантия обходится в 8–10%, а кредитная линия—12–20%. При этом деньги выдаются только либо при наличии хорошей кредитной истории (о том, что под этим понимается, банкиры также предпочитают умалчивать), либо под залог недвижимости. Вопрос лишь в том: а зачем брать такие кредиты? Уж точно не на инвестиционные цели и не на развитие бизнеса. А о кредитах на создание нового бизнеса и говорить не приходится. Их и раньше не особенно-то выдавали. Да если и дадут, то брать их на таких условиях бессмысленно. Тем более бессмысленно брать ссуды в кредитных кооперативах, которые готовы в кратчайшие сроки и без особых кредитных историй выдавать займы в объеме до 300–400 тыс. рублей. По России действует множество таких кооперативов, наиболее известные — это челябинская «Белая касса», Казанский кредитный союз, московское агентство «Микрофинанс». Вот только деньги за свои услуги они просят абсолютно неподъемные — до 50–60% годовых.

И что же прикажете делать тем, кто только начинает собственный бизнес и нуждается в первоначальном капитале? Ответ банальный: либо обратиться за помощью к родному государству, либо искать частных инвесторов, но уж точно не закладывать свою единственную квартиру (в наше время ни одна хорошая идея не стоит крыши над головой).

Вообще-то вариантов получить деньги у государства в обход кредита не так уж и мало. Например, если вас волнуют стартовые расходы, можно воспользоваться услугами бизнес-инкубаторов, где заметно снижены арендные ставки, предпринимателям помогают с оборудованием и по льготным тарифам представляют коммунальные услуги, телефонию, интернет и т. п. Дабы получить место в технопарке, надо представить его администрации бизнес-план. В Москве наиболее известны такие бизнес-инкубаторы, как «Научный парк МГУ им. М. В. Ломоносова», «Технопарк-Зеленоград», технопарк «Строгино» и др.

Можно также получить от государства грант. Это самая привлекательная альтернатива кредиту, так как грант вообще не надо возвращать. Гранты на развитие малого и среднего бизнеса предоставляют обычно либо специальные органы региональных администраций, либо региональные подразделения Минэкономразвития РФ. Как правило, эти деньги выдаются под инновационные или социально-значимые проекты.

Не стоит также забывать и о существовании множества федеральных, региональных и ведомственных целевых программ. Есть еще целый ряд специальных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Например, не так давно отечественные власти объявили, что готовы выдавать пособия до 300 тыс. руб. на открытие собственного бизнеса тем, кто потерял работу, и в общей сложности выделят на эти цели 13 млрд рублей.

Вариантов получения государственной помощи действительно много — вопрос лишь в том, как ее получить. Очевидно, что самый надежный способ — это заинтересовать конкретного чиновника не менее конкретным предложением.

Если же у вас нет желания связываться с чиновниками, то тогда следует заняться поисками стороннего инвестора, готового вложиться в ваш бизнес за право собственности на определенную долю. По различным оценкам экспертов, в нашей стране 80% стартапов сейчас развиваются на собственные средства учредителей, а источниками финансирования еще 10% выступают, как правило, родственники, друзья или знакомые. Конечно же, помощь близких людей —это хорошо, но в бизнесе это зачастую приводит к тому, что они перестают быть таковыми. Все-таки лучше делать деньги порознь.

Вот здесь то и настало самое время поговорить о бизнес-ангелах и о рынке их услуг. Об этом рынке известно гораздо меньше, чем, например, о деятельности венчурных фондов. Тем не менее он существует.

Бизнес-ангелы по определению

Бизнес-ангелы — это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в компании на самых ранних стадиях их развития: «посевной» (seed) и «начальной» (start-up). Другими словами, это первые профессиональные инвесторы, вкладывающие средства в новый бизнес. За ними, как правило, следуют венчурные, а затем прямые инвестиции. Таким образом, главное отличие бизнес-ангелов от венчурных компаний состоит в том, что они инвестируют собственные средства, в то время как последние—чужие.

Нетрудно предположить, что идея частных инвестиций пришла в Россию из США и Европы. Именно там ряды бизнес-ангелов наиболее многочисленны. Непосредственно понятие «бизнес-ангел» впервые появилось в Соединенных Штатах и в настоящее время оно прочно вошло в экономический лексикон по всему миру. По оценке экспертов, сейчас в Штатах около 300 тыс. частных инвесторов, действующих в одиночку или в составе различных ассоциаций. В каждой европейской стране действуют тысячи бизнес-ангелов, объединенных десятками организаций. Крупнейшая европейская сеть ангелов — European Business Angel Network (EBAN)—состоит из 62 ассоциаций инвесторов в 21 стране.

Бизнес-ангелы являются важнейшим классом инвесторов, заполняющим разрыв между первоначальными вложениями собственников компаний с последующими источниками финансирования, такими как традиционный венчурный капитал, банковское финансирование, размещение акций на бирже и т. д. Они получили свое название потому, что мало кто кроме них решается вкладывать деньги в рисковые проекты, которые не имеют достаточного обеспечения. В некотором смысле «спасают» молодые проекты, которые находятся в тяжелом положении. Бизнес-ангелы используют венчурный механизм инвестирования, в соответствии с которым финансирование предоставляется на длительный срок, как правило, от трех до семи лет, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании. До истечения этого периода бизнесангелы не получают никаких дивидендов от финансируемого проекта. В основном бизнес-ангелы приобретают миноритарный пакет акций (долей) компаний, так как они заинтересованы в том, чтобы предприниматель был достаточно мотивирован, чтобы реализовать свой проект.

Приблизительно третья часть инвестиций бизнес-ангелов связана с развитием инновационных технологий. Объем бизнесангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона долларов и составляет 5–20% имеющихся у них средств. Один бизнесангел может, а чаще всего, и должен участвовать в нескольких проектах, а один проект может финансироваться несколькими бизнес-ангелами — примерно треть инвестиций осуществляется путем вовлечения двух или более бизнес-ангелов. Как правило, бизнес-ангелы выступают не в роли пассивных инвесторов, а активно участвуют в управлении компанией, помогая ей кроме вложенных средств своими профессиональными навыками и опытом, так как большинство бизнес-ангелов — это успешные предприниматели, имеющие значительный опыт развития собственного бизнеса. Меньшая часть — высокооплачиваемые специалисты в крупных компаниях, такие как топ-менеджеры, консультанты, адвокаты и т. д. Согласно западным исследованиям средний возраст бизнес-ангелов составляет 45–65 лет, 99 % из них—мужчины, каждый пятый — миллионер. В 80% случаев бизнес-ангелы активно участвуют в управлении проинвестированными компаниями.

Большинство бизнес-ангелов интересуют проекты, расположенные в своем регионе. В среде бизнес-ангелов существует даже «правило 200 километров», т. е. проекты рассматриваются в пределах 2–3 часов пути до компании. Однако есть и такие инвесторы, которые всегда готовы рассматривать и более удаленные проекты. Например, среди бизнес-ангелов, работающих на российском рынке, достаточно много иностранцев.

Обычно бизнес-ангелы не афишируют свою деятельность и ценят анонимность, в связи с этим точно оценить реальный размер рынка неформальных инвестиций невозможно. Эксперты оценивают количество активных бизнес-ангелов в Европе в 125 тыс. человек, а потенциальных — более миллиона. В одной Великобритании более 18 тыс. бизнес-ангелов ежегодно вкладывают порядка 500 млн фунтов (750 млн долларов) в 3,5 тыс. компаний.

Последние исследования, проведенные в Великобритании и Финляндии, показывают, что в малые и средние предприятия бизнес-ангелы инвестируют по крайней мере в два раза больше, чем институциональные венчурные фонды, а количество совершаемых ими сделок в 30–40 раз превышает количество проектов, финансируемых венчурными фондами. При этом основными направлениями финансирования для бизнес-ангелов являются такие отрасли, как IT, сфера услуг, промышленное производство, в том числе и пищевая промышленность, розничная и оптовая торговля, финансы и страхование.

Инвестиции в инновации на начальных стадиях—чрезвычайно выгодный бизнес, поэтому бизнес-ангелов побуждает, прежде всего, значительная финансовая выгода. Цель вложений бизнес-ангелов—рост стоимости проинвестированных ими компаний за счет разработки и продвижения на рынок новых продуктов. Основной доход бизнес-ангел получает на «выходе» через продажу своей доли (пакета акций) за стоимость значительно превышающую первоначальные вложения. Продажа может быть осуществлена на фондовом рынке, стратегическому инвестору, самим основателям компании. Бизнес-ангельское инвестирование является одним из самых высокодоходных видов бизнеса, поскольку способно принести инвестору несколько десятков процентов годовых. Естественно, что большему доходу соответствует и больший риск.

Относительно уровня риска инвестиций бизнес-ангелов усредненные статистические данные показывают следующие значения:

  • в среднем, вероятность полной потери вложенных средств в проект составляет 30–35%;
  • частичной потери средств (или выхода на точку безубыточности) — 10–15%;
  • получения дохода менее прогнозируемого — 15–20%;
  • удовлетворительного дохода (от 25 до 50% годовых) — 10–15%;
  • получения высокого дохода (от 50% годовых) — 20–25%.

Однако в каждом конкретном случае вероятность успеха такого вида инвестиций во многом зависит от опыта конкретного бизнес-ангела. Наиболее известным примером успешных проектов бизнес-ангелов в мире являются инвестиции в компанию «Эппл». Вложив в нее 91 тыс. долларов, инвестор получил 154 млн. В 26 млн превратились 100 тысяч, инвестированные Томасом Албергом в компанию «Амазон», в 42 млн фунтов — 4 тысячи фунтов (абсолютный рекорд), вложенные в «Боди шоп» Яном МакГлинном.

Бизнес-ангелы в России

В России похожих примеров столь успешной деятельности бизнес-ангелов пока что нет. Хотя, кто знает? Ведь у нас подобные капиталовложения еще больше засекречены, чем на Западе. Сколько бизнес-ангелов в России, даже приблизительно не знает никто. Каждый работает сам по себе, находя объекты для вложения с помощью личных связей, что делает такого ангела невидимым для всех остальных, не входящих в круг доверенных лиц. При этом на отечественном рынке частных инвестиций происходит огромное количество незарегистрированных сделок. В какой-то степени судить о масштабах бизнесангельского движения в России можно, если оценить размеры венчурной индустрии в целом, хотя называть ее индустрией пока рано. Так, за последнюю пару лет с участием государства были созданы 14 региональных венчурных фондов, еще семь работают при Российской венчурной компании (РВК). Есть и чисто коммерческие инвесторы, например, закрытый ПИФ «Финам—информационные технологии».

Всего в России, по данным Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), зарегистрировано 92 венчурных фонда. Но среди них реально работающих — лишь пятая часть (15–20 фондов), остальные — это «живые трупы». Инновационный институт при МФТИ оценивает объем доступных, подчеркиваем доступных, в России венчурных средств, которые могут быть инвестированы в 10–12 млрд рублей, то есть объем средств, которые сейчас находятся в российских фондах, — сумма, которую в США инвестируют за неделю. Скорее всего, такие же объемы средств фигурируют на рынке непосредственно официальных бизнесангельских услуг.

Надеемся, что в ближайшие годы мы получим более точное представление о масштабах бизнес-ангельского движения в России, и этому будет способствовать набирающая в последнее время обороты тенденция объединения отдельных бизнесангелов в различные синдикаты, что делает их деятельность более прозрачной. Кроме того, это позволяет более эффективно выбирать проекты для инвестиций, вкладывать в них более крупные суммы, ну и, наконец, более эффективно использовать имеющие связи. Как правило, подобные синдикаты носят анонимный характер, и чтобы влиться в этот коллектив, начинающему бизнес-ангелу необходимо получить приглашение от действующих членов такого объединения. Однако имеются и публичные ассоциации бизнес-ангелов, которые уже появились в лице сетей и клубов бизнес-ангелов в разных регионах России, таких как национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал», Московская сеть бизнес-ангелов, ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» из Нижнего Новгорода и некоторые другие. Первой же такой сетью в России стало Национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР), которое появилось на свет в октябре 2006 года при поддержке Российской ассоциации прямого венчурного инвестирования и Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по инвестиционной политике.

По данным ИА «Альянс Медиа», количество бизнес-ангелов в России в 2007 году выросло по сравнению с 2006 годом в три раза. Так, если в 2006 году в стране существовало около 10 сетей бизнес-ангелов, то в 2007 их количество выросло до 30. Сколько их стало или осталось в 2008 году, никто не знает. Кризис, понимаете ли. Тем не менее попытки создания новых объединений продолжаются. Так, в прошлом году на Сибирской ярмарке в рамках выставки «Стройсиб» состоялась презентация программы создания сети частных инвесторов (бизнес-ангелов) в Новосибирске. Для Новосибирска это уже вторая попытка. В 2008 году также был образован «Инвестиционно-технологический Альянс», инициаторами рождения которого выступили Intel, Microsoft и СБАР. В том же году появилась на свет Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов (СОБА). Одним словом процесс идет.

О том, как найти бизнес-ангелов в нашей стране и при этом избежать опасных встреч с бизнес-дьяволами, а также о других проблемах, возникающих при поиске денег для реализации новых идей, мы расскажем в следующем номере нашего журнала.