архив
          подписка реклама контакты English

Переработка рыбы. Пластиковая логистика для морепродуктов

Бокс!

! (в открытом доступе статья публикуется в сокращенном варианте)

В рыбоперерабатывающей отрасли пластиковая тара уверенно лидирует. Благодаря ей функционирует вся технологическая цепочка — от транспортировки и хранения выловленной рыбы до ее глубокой заморозки, поставки на холодильные склады и на финишную переработку. Вопрос только в том, как снизить издержки на каждом этапе производственной цепочки — и продукцию сохранить, и на оборудовании сэкономить, и с дистрибьюторами разобраться.

Возвратные пластиковые контейнеры многоразового использования для рыбы
Возвратные пластиковые контейнеры многоразового использования существенно потеснили картонные короба

Сам по себе ассортимент контейнеров для пищевой продукции крайне разнообразен. Однако наибольшим спросом пользуются сред-негабаритные изделия, используемые в качестве возвратной тары, которая становится все более востребованной. Многие предприятия сегодня отгружают продукцию не большим оптом, а мелкими партиями: так удобнее магазинам, оптовым и посредническим фирмам, которые стремятся торговать свежей продукцией и закупать меньше, но чаще. В такой ситуации наиболее удобным вариантом мелкооптовой тары стали возвратные пластиковые контейнеры многоразового использования, потеснившие картонные короба, боящиеся сырости, легко деформируемые при погрузке и не отвечающие гигиеническим требованиям. Отсутствие ограничений по транспортировке и пригодность для хранения пищевых продуктов открывает для пластиковой тары весьма широкие рыночные перспективы.

Отраслевой фактор

На сегодняшний день наибольшее распространение получила пластиковая тара, изготавливаемая методами экструзионно-го и ротационного формования. Значительная доля (до 90%) приходится на продукцию экструзионного формования (прежде всего из-за особенностей спроса на нашем рынке). Она самая универсальная, поскольку ее можно применять практически для любых видов грузов, к тому же традиционная форма (бочки, контейнеры и т. д.) позволяет использовать привычные методы транспортировки. Современные конструктивные решения дают возможность оптимально и с большим удобством штабелировать грузы, с которыми раньше было непросто работать: те же бочки, канистры, нестандартные емкости и проч.

Важной характеристикой тары является критерий сохранности продукта. Здесь пластмассы выигрывают у традиционных материалов: пластиковые конструкции практически без деформации воспринимают нагрузки, удобны в эксплуатации, легко очищаются и моются, устойчивы к коррозии, обладают малой удельной массой и, что немаловажно, пригодны для повторного использования.

В основном используется тара со сплошными стенками — для охлажденной либо замороженной рыбы и морепродуктов, а также всевозможных полуфабрикатов. Иногда (чаще всего на стадии реализации в торговых точках) применяются перфорированные контейнеры, но их доля в общем обороте довольно мала.

картонная тара для рыбы в рыбном магазине в Японии
Хотя применение картонной тары ограничено, на многих региональных рынках картон все-таки имеет хождение, причем относительно широкое — как самый дешевый вариант транспортной упаковки. Доказательство тому — азиатские рынки, где морепродукты формируют основной рацион питания большинства потребителей (на фото — рыбный магазинчик в Японии). Но если рыбу нужно перевозить на средние и дальние расстояния, картон становится источником огромных убытков: в присутствии влаги тара становится непрочной, повторное использование ящиков практически исключается, штабелирование ограничено (коробки просто разрушаются, не обеспечивая защиту товара)

В конструкции ряда моделей контейнеров предусмотрены стенки, усиленные ребрами жесткости и выемки, или «прорези» под ручной хват. В отличие от коробов их можно укладывать друг на друга в штабель. Внешние габариты возвратной пластиковой тары подобраны таким образом, чтобы контейнеры можно было уложить на стандартные европоддоны. Контейнеры отлично вписываются в автоматизированные системы сортировки и перемещения продукции, создаваемые как в производственных, так и в складских помещениях, а кроме того, удобны при работе на конвейерных линиях.

Контейнерный способ доставки товаров позволяет не только наиболее оптимальным образом использовать полезное пространство в грузовом отсеке автомобиля или рыболовецкого судна. Облегчается и жизнь отдела логистики предприятия: проще вести учет, меньше проблем с хранением пустой тары (все пластиковые ящики вкладываются друг в друга и занимают минимум места).

Многие российские потребители предпочитают закупать тару у зарубежных фирм. Главным образом это связано с тем, что импортная продукция отличается гарантированным и стабильно высоким качеством. Прежде всего это касается прочности — параметра, который определяет возможность транспортировки продукции в подвижном составе при любом способе загрузки тары, включая штабелирование в один или несколько слоев с максимальным использованием площади погрузки, а также многоразовое использование тары без снижения ее потребительских качеств. Наконец, тара от зарубежных производителей соответствует всем международным стандартам (FLA, USDA, Директивы Европейского экономического сообщества).

Помимо отечественной пластиковой продукции на рынке представлены изделия таких компаний, как Van Leer (Франция), Cool Blue Box Company (Великобритания), Dolav (Израиль), Werit, Mauser (Германия), Saeplast (Канада, Исландия), Schoeller Arca Systems (Голландия), а также ряда фирм из Италии, Турции, Великобритании, Кореи и Китая.

Практически каждый производитель предлагает около десятка типоразмеров контейнеров. Наиболее распространены стандартные модели 400х300, 600х400 мм с разной высотой стенок (скажем, 200, 300 или 400 мм и объемом соответственно 32, 50 и 70 л). Согласно международным требованиям контейнеры для нужд пищевой промышленности выпускаются из нетоксичных пластмасс, которые пригодны к контакту с продуктами питания. Таковы, к примеру, серия Minerva от итальянской Fami, Eurofix от немецкой SSI Schafer и др. Как правило, это ударопрочный полиэтилен или полипропилен, которые выдерживают активное использование в широком диапазоне температур, от -40 до +80°С.

Выпускаются также специальные изотермические емкости (от 500 до 2500 л) для перевозки живой рыбы. Как правило, такие конструкции оборудованы люками для загрузки/выгрузки рыбы и сливными кранами, снабженными быстроразъем-ным соединением и защитой от попадания рыбы в сливное отверстие.


Полностью статью Вы можете прочитать в журнале