архив
          English

TORG-O-MATIC: еда и напитки круглосуточно


! (в открытом доступе статья публикуется в сокращенном варианте)

Бизнес, связанный с торговыми автоматами, считается в мире одним из самых стабильных. Чтобы начать свое дело, потребуются относительно небольшие финансовые вложения. Неоспоримое преимущество вендинга — высокая рентабельность оборудования. Это привлекает все больше желающих попробовать себя в автоматической торговле. Интерес к вендингу растет и в России.

Сейчас в мире установлено свыше 22 млн торговых автоматов. Они ежегодно продают товаров на сумму около 170 млрд долл. И обороты вендинговой торговли растут год от года. Безусловными лидерами в развитии отрасли являются Япония и США. В Японии, например, на каждые 20 жителей приходится по торговому автомату.

Впервые торговые автоматы стали устанавливать в японских городах, а позже механические продавцы появились в США и Европе. Главные преимущества вендинга — удобство эксплуатации оборудования и возможность продавать самые разнообразные товары — предприниматели давно уже оценили. Как и покупатели. Автоматические «магазины» не только удобны сами по себе. Еще важно, что это выгодное вложение денег для их владельцев. «Покупателями торговых автоматов в России являются в основном частные предприниматели, — отмечает Сергей Рубашевский, глава компании Seaprint. — Здесь не нужны миллионы, вкладываемые в торговые площади, недвижимость и дорогостоящее оборудование, как в обычных торговых точках. Самое главное — стоимость и рентабельность киосков». В мегаполисах вендинговые компании обслуживают своих клиентов на оживленных улицах, станциях метро, в офисах, госучреждениях, торговых центрах, на предприятиях общепита, в развлекательных заведениях.

Различные типы автоматов осуществляют торговлю разных классов штучных товаров, от жевательной резинки до детских игрушек. Традиционно популярны аппараты по продаже горячих и прохладительных напитков. Что привлекает коммерсантов? Безусловно, высокий уровень рентабельности бизнеса: минимальные затраты по эксплуатации торговых автоматов и хорошие показатели продаж.

Рентабельность

Одна из возможностей, которую дает автоматическая коммерция, — создание эффективной управляющей компании. По сути, два инженера и директор в состоянии обслуживать сеть из 20–30, и даже до 50 торговых машин. При этом действия технического персонала легко поддаются стандартизации.

При грамотной постановке дела торговый автомат окупается за период около года, а потом приносит своему владельцу намного больше, чем было вложено. Для установки торгового автомата необходимо удобное место при входе или выходе (в местах наибольшего скопления народа). Если это кофейный автомат, желательно наличие возможности подсоединения к водопроводной системе. Вы загружаете внутрь необходимый товар, подключаете аппарат, и он готов работать.

Самыми доходными в настоящий период времени у нас считаются кофейные автоматы, продающие горячие напитки, приготавливаемые из гранулированного или молотого кофе. В этом случае объем продаж рассчитывается очень просто, по количеству порций, «розданных» торговым автоматом. Эксперты считают, что никакие другие показатели, кроме объема продаж, не оказывают значительного влияния на рентабельность этого бизнеса. Зарплата персонала, аренда площадей, транспортные расходы являются здесь вторичными факторами.

«Расчеты показывают, что при нынешнем соотношении цен на ингредиенты и продажной цены для окупаемости торгового автомата нужно от одного года до двух с половиной лет. При удачном стечении обстоятельств может хватить и восьми месяцев», — говорит Рустам Калько, генеральный директор компании “Профессиональные торговые автоматы”. Хороший ежедневный показатель — 100–120 порций. Конечно, торговый автомат окупится, даже если он будет продавать 30 стаканчиков в день, просто ждать придется дольше».

Стоимость торгового автомата, оборудованного необходимыми платежными системами, обычно колеблется в диапазоне от 1 до 7 тыс. евро. Здесь важны такие факторы, как: габариты машины, вместимость (число выставляемых ассортиментных позиций), уровень автоматизации (сервисные функции, средства GSM-связи для передачи данных и т. д.).

Менее дорогие и наиболее быстро окупаемые — автоматы по продаже горячих напитков. Машины, торгующие прохладительными напитками и штучными товарами, обойдутся чуть дороже. Стоимость зависит от марки и соответственно качества оборудования, причем большую роль здесь играет качество купюро- и монетоприемников. Это не бросающаяся в глаза деталь, но зато крайне важная, и здесь начинающими операторами очень часто делаются серьезные ошибки.

«На рынке существуют предложения по продаже торговых аппаратов и с рассрочкой и по лизинговым схемам, условия совершенно разные. Возможна, к примеру, предоплата, а затем погашение остатка суммы в течение оговоренного периода времени», — рассказывает Рустам Калько. Одно время практиковались программы лояльности, что являлось хорошим подспорьем для малого бизнеса. Однако в нынешних экономических условиях найти обоюдовыгодное решение стало труднее. Сергей Рубашевский добавляет, что обычно лизинговые схемы предлагаются продавцами оборудования в случае, если сумма контракта составляет не менее 20 тыс. евро.



Полностью статью Вы можете прочитать в журнале