архив
          English

iba-2009: блиц-обзор трендов и новинок


! (в открытом доступе статья публикуется в сокращенном варианте)

С 3 по 9 октября в Дюссельдорфе (Германия) состоялась очередная, двадцатая по счету выставка iba. Ее официальное позиционирование в качестве «мирового рынка хлебопечения» вполне оправдано: за 60 лет, прошедших с первой выставки, представленная экспозиция значительно выросла и сегодня объединяет самые разнообразные продукты, технологии и оборудование, которые окажутся востребованными как минимум в ближайшие три года на самых современных хлебопекарных и кондитерских производствах.

Широкий спектр технологических решений и услуг в этом году был структурирован по трем основным секциям: сырье, производственные технологии и все для реализации. Экспозиция включала большое разнообразие продукции — от ингредиентов, вспомогательных материалов, полуфабрикатов до оборудования для малых и крупных хлебных и кондитерских производств, включая компактные установки для кафе и ресторанов.

Выставка в цифрах

Несмотря на то, что кризисные явления в Европейском Союзе достаточно болезненно отразились на экономиках входящих в него стран, на положительном настрое организаторов выставки — представителях компании GHM (Gesellschaft fuer Handwerksmessen) — это совсем не отразилось. Да и повода переживать, собственно, не было. Ведь двадцатая по счету iba по всем численным параметрам улучшила результаты предыдущей выставки, прошедшей в Мюнхене в 2006 году. Цифры говорят сами за себя. Согласно данным организаторов, за 7 дней работы выставки ее посетило 79500 человек. Площадь экспозиции выставки составила рекордные 123 тыс. кв. метров (нетто), что почти на 13 тыс. кв. метров больше показателя трехгодичной давности. Более того, в выставке приняло участие 1059 экспонентов из 55 стран мира, что опять же превышает показатель 2006 года (965 фирм из 48 стран). Конечно, цифры цифрами, но и атмосфера выставки не давала повода для панических настроений: вновь было представлено большое разнообразие современного оборудования и производственных линий. На стендах — множество посетителей, интенсивная переговорная работа и, конечно же, повсюду царил неповторимый аромат свежевыпеченного хлеба и всевозможных булочек, а взгляд притягивали витрины с разнообразными кондитерскими изделиями — настоящими произведениями кулинарного искусства.

Впечатлил и более чем представительный состав участников выставки, в числе которых такие известные производители, как Aasted Mikroverk, Bachtech, Backaldrin, Comas, BakeMark, Diosna, Fortuna, Fritsch, Gostol Gopan, Heuft, Ireks, J4, Kaak Group, Koma, Koenig, Laser, Lesaffre, Mecatherm, MIWE, Mimac, Mondial Forni, Tromp Group, Rademaker, Rheon, Rondo, Sancassiano, Sveba Dahlen, VMI, Wachtel, Werner&Pfleiderer и многие другие фирмы.

Кроме того, нельзя не отметить и особый вклад в создание атмосферы мероприятия самого места проведения выставки — гостеприимного города Дюссельдорфа с его знаменитой улицей, именуемой «самой длинной барной стойкой Европы». Как всегда был функционален и удобен выставочный комплекс Messe Dusseldorf. А дружелюбному и внимательному персоналу пресс-центра хотелось бы высказать особую благодарность за профессионализм.

Тенденции

Постепенно выходя из неги хлебной атмосферы выставки и осознания грандиозности происходящего, невольно начинаешь сравнивать качественное наполнение предыдущей выставки и этой юбилейной. По мере ознакомления с экспонатами выставки возникает чувство deja vu, ибо в этот раз за редкими исключениями выставка iba не смогла продемонстрировать мощного, ярко выраженного инновационного вектора. Создавалось стойкое ощущение, что на 2006 год пришелся последний перед кризисом инновационный всплеск. Сил, времени и средств подготовиться в том же духе к iba-2009 большинству тяжеловесов хлебопекарной отрасли уже не хватило.

На этой выставке к наиболее важным критериям конкурентоспособности представляемого оборудования можно смело отнести следующие:

  • удобство обслуживания;
  • улучшенные характеристики машин с точки зрения санитарно-гигиенического аспекта (облегченная чистка и мойка, использование нержавеющей стали и пищевых пластиков, тщательная изоляция приводных и электронных элементов от рабочей зоны переработки пищевых продуктов и т. д.);
  • бесстрессовый характер воздействия на тесто;
  • совершенство и удобство системы управления;
  • специальные решения для энергосбережения.

Неудивительно, что во всех проспектах, описывающих новинки представленного на выставке оборудования, обязательно уделено повышенное внимание сразу всем или нескольким из перечисленных критериев. Правда, соответствие оборудования современным трендам, строго говоря, далеко не всегда позволяет относить его к инновациям. В основном это результат поступательного развития. Практически все то же самое было актуально и для машин, демонстрировавшихся в рамках iba-2006. Впрочем, без интересных новинок, конечно, не обошлось.

В этих условиях естественным направлением развития стал путь, по которому давно идут фирмы из наиболее динамично развивающихся секторов экономики (например, информационные технологии и коммуникационное оборудование): «сотрудничай или поглощай». В сфере хлебопекарного и кондитерского оборудования также есть небольшие, но очень перспективные фирмы, в активе которых пока что по большей части наличествуют ноу-хау и в меньшей степени — сбытовая инфраструктура. Кроме того, отдельным предприятиям с большим опытом проектирования оборудования и давними партнерскими связями в нынешней ситуации особенно целесообразно объединить свои активы, выступая под общим флагом.

Так, например, компания Tromp Group впервые приняла участие в выставке iba в новом составе: с 2008 года помимо головного предприятия Tromp Bakery Equipment в состав группы вошли фирмы Vanderpol Baking Systems и Den Boer Baking Systems, а ее полное название теперь — Tromp Group Total Bakery Solutions.

Новая консолидация бизнеса Tromp Group нашла отражение в представительном наборе технологического оборудования, который был призван продемонстрировать расширившийся спектр возможностей Tromp Group по оснащению современной техникой средних и крупных хлебопекарных и кондитерских предприятий.

Большая площадь стенда Tromp Group была отведена под новейшие разработки оборудования и автоматических линий: две полные секции нового ламинатора Tromp мод. 600, универсальная линия Tromp мод. 600, универсальный электронный дозатор-отсадчик Tromp Unimac 600, линия Vanderpol для производства твердых вафель с рабочей шириной 1300 мм. Представители фирмы Den Boer знакомили гостей стенда с перспективными печами MultiBake: с прямым и конвекционным обогревом, подробно описывая их области применения, особенности нагрева. Имея в своем составе предприятия, покрывающие широчайший сегмент производственного оборудования, включая автоматические линии, средства автоматизации производственных процессов и печи, Tromp Group теперь имеет возможность предлагать комплексные решения «под-ключ». В полку тяжеловесов отрасли прибыло.

Как известно, существует две параллельные технологии разделки хлеба: традиционная с использованием линейки оборудования во главе с тестоделителем и перспективная, в основе которой лежит выработка непрерывного тестового полотна с его последующей резкой и закаткой. Каждая из технологий хороша для производства определенного набора ассортиментных позиций с учетом требуемой производительности. Вместе с тем кондитерские линии достаточно просто позволяют реализовать бесстрессовые технологии переработки теста. Также есть возможность дополнительно улучшать тестовую структуру, предварив разделку теста участком автоматического «холостого» ламинирования. Поэтому, чтобы не терять перспективные рынки, лидеры рынка хлебопекарного оборудования давно предусмотрели эффективные пути расширения ассортиментного перечня, а именно приобрели соответствующие заводы, которые не так уверенно себя чувствовали «в свободном плавании». Можно сказать, что к iba-2009 консолидация активов завершилась.

С другой стороны, поглощение — наиболее эффективный способ устранения конкурента. Вероятнее всего незатухающий кризис станет катализатором для дальнейших поглощений и слияний, свидетелями которых нам еще предстоит стать.

На прошедшей выставке iba-2009 нашли продолжение и развитие многие тренды, которые начали проявлять себя в разной степени на предыдущих выставках iba. С одной стороны, производители сырья и ингредиентов уже давно отмечают рост интереса потребителей к натуральным продуктам и здоровому питанию. Поэтому неудивительно, что и в рамках нынешней выставки iba большое внимание уделялось «дедовским» рецептурам, натуральным начинкам и ингредиентам, а также хлебобулочной продукции, так или иначе полезной для здоровья. Несмотря на финансовый кризис, большинство европейских потребителей и не собираются отказываться от натуральных продуктов и здорового питания. Что ж, iba-2009 продемонстрировала максимальную готовность производителей сырья, ингредиентов, упаковочных материалов и специализированного оборудования предоставить хлебопекам все, что для этого необходимо, и даже больше.



Полностью статью Вы можете прочитать в журнале