архив
          подписка реклама контакты English

«Будет больше. Производство молока: перспективы роста?»


Cитуация в отечественной пищевой промышленности определяется двумя главными факторами — сокращением кредитования и уменьшением потребительского спроса. Стремясь поддержать рынок молочной продукции, правительство пытается реализовать комплекс мер, направленных на стабилизацию положения. Эксперты прогнозируют, что к концу года дела в молочном секторе ощутимо поправятся.

В конце августа в Минсельхозе РФ провели совещание с руководителями крупнейших компаний - переработчиков молока и отраслевых союзов молочной отрасли РСПМО и «Союзмолоко». Говорили о рецессии, о снижении спроса и, конечно, о ценах. Глава ведомства, Елена Скрынник, сообщила, что у правительства найдутся деньги для поддержки производителей.

Все средства хороши

Финансысельхозпредприятиям очень нужны: с начала 2009 года закупочные цены на молоко в России снизились на 12,1%, в магазинах люди меньше покупают молочных продуктов, а главное — не всегда срабатывают региональные программы поддержки местных хозяйств. Например, в Свердловской области субсидирование предприятий молочной отрасли забуксовало: долг бюджета достигал 270 млн руб., а субсидии на сданное в переработку сырье не поступали. Местные власти планировали выделить на поддержку агропромышленного комплекса 2,5 млрд руб. (из них 1,2 млрд предназначались животноводам; именно за счет этих средств частично субсидируется сдача молока на молокозаводы). Но с января по май 2009 года молочные хозяйства получили из областного бюджета субсидий только в размере 543 млн руб. По данным Союзаживотноводов Урала, областные субсидии, начисляемые из расчета 3 руб. на 1 л выпускаемого молока, животноводческие хозяйства не получали с начала лета. На эти деньги хозяйства закупали корма для скота. В условиях острого дефицита финансов и одновременного роста тарифов некоторые из них были вынуждены начать вырезать скот. Правда, сообщает ИА «АгроФакт», губернатор Эдуард Россель дал поручение выделить 350 млн руб. на субсидии. Аналогичные проблемы возникают и в Алтайском крае.

Но существуют еще и сложности с кредитованием. Сейчас ставки чрезмерно высоки. Если у компаний, территориально расположенных вблизи Москвы, есть шанс занять деньги под 18–20% годовых, то региональные предприятия смогут взять кредит уже со ставкой примерно 24%. Правда, сегодня становится несколько легче. Банкиры стараются кредитовать предприятия именно пищевой промышленности и часто идут навстречу клиенту, предлагая гибкие графики погашения задолженности (например, выплачивать больше по сезону, когда производственные мощности максимально загружены).

В свою очередь, дешевеющее сырье повлияло на розничные цены, и потребительский спрос пошел вверх — по данным Минсельхоза РФ, за первое полугодие 2009 года потребление молочной продукции выросло на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Сегодня можно говорить, что правительством и Минсельхозом принятыдостаточно серьезные меры по поддержке сельхозпроизводителей, включая стабилизацию внутреннего рынка, таможенно-тарифного регулирования, стимулирования потребления молочной продукции,—считает Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока.—Только в этом году молочники получат от государства 27 млрд руб., которые пойдут на субсидирование кредитной ставки, поддержку племенных хозяйств и финансирование региональных программ помощи животноводческим предприятиям. Сейчас уже отмечается планомерный и устойчивый рост закупочных цен для производителей молока».

Рынок понемногу, но все же растет. По словам, Владимира Лабинова, исполнительного директора Молочного союза России, объем потреблениямолока и молочных продуктов в первом полугодии этого года вырос более чем на 2%. Это при том, что производство молока снизилось на 0,5% к соответствующему периоду 2008 года, составив 22,9 млн тонн (средний надой молока на одну корову в сельхозпредприятиях, по оценке Минсельхоза РФ, увеличился на 5,1%, или 150 кг). В министерстве прогнозируют, что закупочные цены на сырое молоко в России в сентябре-ноябре повысятся на 10–15% по сравнению с летними показателями. В первом полугодии средняя цена молока, проданного российскими сельхозпроизводителями, снизилась к уровню того же периода 2008 года на 9,5%, опустившись ниже 11 руб. за 1 кг. При этом только в июне сырое молоко в годовом исчислении подешевело более чем на 4%, составив 9,8 руб./кг.

Интересы и ожидания

Растущий спрос на молочную продукцию — мечта для всех игроков, включая государственные и региональные власти. «Рынок за первые 6 месяцев этого года вырос примерно на 2,5%, вернувшись к значениям 2007 года. Падение, наблюдаемое в молочном секторе весь 2007 год, прекратилось. Так что рост потребления молочных продуктов—сегодня уже свершившийся факт, — отмечает Андрей Бесхмельницкий, генеральный директор "Компании Юнимилк". — Это произошло, во-первых, вследствие ценовой коррекции и на рынке сырого молока, и на рынке готовой продукции: последний год вся отрасль показывала дефляцию. Свою роль сыграли меры таможенно-тарифного регулирования, предпринятые государством. В мае-июне были согласованы долгосрочные балансы с нашими основными внешнеторговыми поставщиками, прежде всего в Белоруссии. Оценивая все эти факторы, мы ожидаем серьезного увеличения спроса на сырое молоко. Если он будет расти, повысятся закупочные цены». До конца года, прогнозирует Андрей Бесхмельницкий, вполне вероятна плавная ценовая коррекция в 10–15% от уровня лета 2009 года: «Такая коррекция приведет к тому, что нашим партнерам-поставщикам молока это даст возможность вести экономически обоснованную производственную деятельность, а переработчики смогут предложить качественную продукцию по доступным ценам».

Поскольку своевременно были предприняты необходимые меры по обеспечению оборотным капиталом предприятий перерабатывающей отрасли, сегодня нет задержек по оплате за поставленное молоко, говорят эксперты. Процентная ставка по тем кредитным ресурсам, которые переработчики получают в российских банках, субсидируется, и отрасль в целом характеризуется высоким уровнем ликвидности. Правда, остается не до конца проясненной ситуация с конечными ценами на молоко и молочную продукцию в торговых сетях. И в правительстве, и в Государственной Думе, и в отраслевых кругах есть много желающих добиться запрета на взимание дополнительных выплат с поставщиков продуктов питания (в том числе молочной продукции), которое осуществляют ритейлеры. Законодательные дискуссии вокруг закона о торговле, куда и должен быть внесен запрет, велись несколько лет и были весьма жаркими.

Вполне очевидно, что вокруг проекта Закона «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» сосредоточились интересывсех игроков рынка. Не остается в стороне само правительство: в условиях экономического спада пустить отрасль, что называется, на самотек, власти не решаются. Минсельхоз, например, выходил с инициативой включить в законопроект норму государственного регулирования торговой наценки на важнейшие продовольственные товары. Однако позже передумал: в апреле 2009 года министерство закончило согласование Кодекса добросовестных практик. В этом документе будут учтеныдоговоренности между продавцами и поставщиками о сбалансированных ценах.

24 июля на совещании у премьер-министра РФ Владимира Путина, где обсуждался Законопроект «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ», опять зашла речь о том, кто и сколько получает прибыли в цепочке «производитель — переработчик — розница». Сергей Галицкий, гендиректор ТС «Магнит», напомнил, что штрафыза нарушение антимонопольного законодательства могут составлять до 15% от оборота нарушителя, хотя даже 4% штрафных выплат способны разорить розничную сеть. По его словам, средняя норма прибыли торговых сетей—от 3 до 3,5%, в то время как у производителей-поставщиков она больше — от 4 до 17%.

Так или иначе, но в новом Законе, который Госдума уже приняла в первом чтении, останется типовой проект договора на поставку сельхозпродукции. Такой договор, как предлагал в свое время первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков, должен утверждаться правительством. Кроме того, сейчас в документе прописанытребования, согласно которым торговые сети обязаны оплачивать продовольственные товары в течение 30 дней, а социально значимые — в течение 14 дней. Это одно из главных нововведений, касающихся взаимоотношений с поставщиками продовольствия и розничными сетями.

В правительстве, в общем-то, надеются, что повышение закупочных цен на сырое молоко будет носить плавный характер: в таком случае готовая продукция не будет стремительно дорожать, и даже при снизившейся покупательской активности населения спрос на молоко имеет перспективы роста.