архив
          English

Автоматизация Юнимилк с помощью HP Integrity

Кибер-молочное предприятие

20 октября 2005 года в Москве состоялась пресс-конференция, которая могла бы остаться не столь заметной для пищевой отрасли, но значимой для рынка информационных технологий. И это потому, что главным событием, послужившим поводом для пресс-конференции, стал перевод информационной структуры крупнейшего в России предприятия «ЮниМилк» на новейшую 64-разрядную платформу HP Integrity на базе процессоров Intel(r) Itanium(r) 2. И тем не менее…

Для пищевой индустрии такое серьезное перевооружение предприятия является знаковым событием, поскольку такая мощная платформа, как HP Intergrity, до этого момента находила применение при решении тяжелых вычислительных задач, а также становилась аппаратной основой для глобальной информационной системы гигантских предприятий финансового и страхового сектора. Поэтому, чтобы была понятна необходимость перехода на новую платформу, обратимся к истории создания и совершенствования информационной структуры компании «ЮниМилк».

Продукт для продуктов

Для начала следует вспомнить, что компания «ЮниМилк» обладает второй по величине долей российского рынка по производству и реализации молока и кисломолочных продуктов вслед за компанией «Вимм-Билль-Данн». На Украине предприятие является лидером молокопереработки. В настоящее время в группу компаний «ЮниМилк» входит 12 молочных заводов в России и в Украине (в то время как в 2003 году в состав группы входило лишь 5 предприятий отрасли), которые ежегодно выпускают 612 тысяч тонн молочной продукции. ОАО «Петмол», ООО «Милко» (Красноярск), ОАО «Самаралакто», ОАО «Галактон» (Киев) — вот лишь несколько наиболее известные предприятия группы. Кроме того, она владеет 40 торговыми марками, среди которых «Петмол», «Био-Баланс», «Милко», «Село Луговое», «Летний День», «Волга Волга» и т. д., а также национальными брендами: «Актуаль», «Простоквашино», «Лиассон».

Очевидно, что такая глобальная консолидация активов предопределила необходимость формирования развитой информационной структуры предприятия для успешной координации дистрибуции, чтобы связать все производственные, сбытовые структуры и склады в единую информационную среду с учетом значительной удаленности предприятий группы относительно головного офиса. То есть, необходимо было выбрать и внедрить ERP-систему. До этого у всех предприятий группы «ЮниМилк» имелись собственные программные продукты, которые решали специфические задачи управления каждого из предприятий, однако не имели шанса объединиться в общую структуру.

Департамент ИТ «ЮниМилк» изначально отказался от разработки системы собственными средствами и решил привлечь хорошо зарекомендовавшие себя продукты. После проведения тендера предпочтение было отдано системе Microsoft(r) Business Solutions-Axapta(r). Внедрение системы было поручено компании Columbus IT Partner Russia.

Известно, что западные продукты достаточно тяжело подстраиваются под бизнес-процессы, принятые на российских предприятиях пищевой индустрии. Тем не менее, как считают в компании, задача была успешно решена и все предприятия группы «ЮниМилк» были объединены в единую централизованную систему посредством высокоскоростных каналов связи. Ресурс системы позволял в будущем обслуживать 1000 рабочих мест.

О возникших рисках

Начало проекту было положено еще в 2003 году. С тех пор количество предприятий, входящих в группу, возросло, что привело к резкому увеличению числа пользователей информационной системы, непрогнозируемому росту базы данных компании и увеличению числа операций. Все эти обстоятельства поставили под угрозу дальнейшее надежное функционирование системы в целом. Тяжелая ситуация складывалась в департаментах продаж, от работы которых зависит успех всего бизнеса. Недостаточная производительность системы начала влиять на оперативность отгрузки готовой продукции. А для молочных продуктов время отгрузки и доставки — один из важнейших факторов функционирования бизнеса.

Специалисты департамента информационных технологий без труда выявили узкое место работы системы — недостаточный объем оперативной памяти. На тот момент аппаратной платформой, обслуживающей централизованную систему управления, служили двухпроцессорные 32-разрядные серверы на базе процессоров Intel Pentium Xeon(tm). Как известно у 32-разрядных систем есть предел наращивания объема оперативной памяти. По оценке специалистов департамента ИТ компании «ЮниМилк», для повышения производительности системы до должного уровня необходимо было увеличить объем оперативной памяти в 8 раз. Поэтому перед департаментом ИТ руководством холдинга была поставлена задача увеличить производительность функционирования всей системы, сократить временные затраты на регламентные операции (например, переиндексация базы данных, обновление приложений). Необходимо было также обеспечить запас масштабируемости системы, чтобы в будущем не стать заложниками постоянно растущего бизнеса, когда для наращивания производительности пришлось бы покупать все новые и новые компоненты или оказаться перед лицом опасности остановки всего бизнеса.

Стресс-тестирование

Чтобы решить поставленную задачу департамент ИТ компании «ЮниМилк» разработал концепцию миграции базы данных с 32-разрядной архитектуры на 64-разрядную, базирурующуюся на новейшем поколении процессоров Intel(r) Itanium(r) 2. Для начала нужно было проверить расчеты и до минимума снизить риски неоправданных инвестиций. Кроме того, было решено заранее до окончательных расчетов с поставщиками решения протестировать его в условиях, максимально приближенных к «боевым».

На помощь пришли компании HP и Intel, а также системный интегратор — Business Computer Center (BCC). Для окончательного выбора аппаратной платформы необходимо было убедиться в надежной работе адаптивной базы данных в симбиозе Intel Itanium 2 — 64-битная ОС Windows 2003 — Oracle RealApplication Claster, 64 бита. Эти тесты проводились на площадке компании Intel. Были получены хорошие результаты, но одновременно было отмечено, что ОС Windows 2003 несколько ограничивает функциональные возможности СУБД Oracle, а именно не удалось реализовать такой важной функциональной возможности, как RealApplication Claster. Это было некоторым препятствием на пути миграции базы данных. После консультаций с партнерами и серий испытаний было принято решение использовать в качестве операционной системы RedHat Linux.

Поэтому вторая фаза теста, связанная со стресс-тестированием, проходила на платформе с операционной системой Linux. На этом этапе проверялась устойчивость работы системы при максимальной загрузке, когда имитируется заданное количество пользователей, а также выяснялась степень масштабируемости системы. Тесты второго этапа проходили в исследовательском центре HP в г. Бюблингем (Германия).

Аппаратная платформа для тестов была предоставлена компанией HP. Были составлены скрипты, имитирующие нагрузку на систему. Для испытаний были привлечены специалисты Intel, HP, BCC. В результате было получено заключение, что созданный комплекс программно-аппаратных средств гарантирует надежную работу одновременно 600 пользователей.

Выполненное тестирование позволило в минимальные сроки — за сутки, — не прерывая ритмичности работы предприятия, осуществить миграцию системы с базами данных на новую платформу, которая теперь базируется на трех 4-процессорных серверах HP Integrity под управлением операционной системы RedHat Enterprise Linux 3.

Залогом надежной работы, масштабируемости и высокой производительности новой аппаратной платформы HP Integrity на базе процессоров Intel Itanium 2 является микропроцессорная архитектура Explicitly Parallel Instruction Computing (EPIC) (явно-параллельное вычисление инструкций).

Вынужденная миграция

При выполнении работ по миграции ERP Exapta с базами данных Oracle на платформу HP Integrity очень многое зависело как от надежной работы оборудования, так и от безошибочной и отлаженной работы специалистов, осуществляющих все фазы миграции. Более того, необходимо было минимизировать время вынужденного простоя системы из-за миграции, так как предприятия компании расположены в нескольких часовых поясах и каждое из них работает в непрерывном режиме. Поэтому с целью минимизации рисков возникновения сбоев и задержек в работе подразделений, миграция осуществлялась в два этапа — тестовый прогон и непосредственный процесс миграции системы и данных. Работа велась в ночное время по выходным дням. За счет ведения хронометража операций удалось скоординированно и точно провести миграцию с точностью до часа относительно запланированного плана миграции.

Увеличение производительности в штатном режиме по сравнению с прежней платформой составило от 1,7 до 73 раз по отдельным операциям, т. е. в среднем производительность системы увеличилась в 14 раз. Общие инвестиции в проект миграции в результате не превысил 300 тыс. долларов, что составило порядка 8% от полной стоимости проекта построения корпоративной информационной системы.

В настоящее время, как отмечают в компании, система работает устойчиво, даже без намеков на отказы. Было уменьшено время получения и обработки заявок, отгрузки готовой продукции, что является очень важным критерием для молочной промышленности: «чем быстрее работает система, тем свежее молоко получает потребитель». Итак, тренд очевиден — ведущие отечественные компании продовольственной индустрии в целях повышения эффективности бизнес-процессов, наращивания конкурентных преимуществ на рынке внедряют новейшие ИТ-решения, и этот тренд будет усиливаться.