Системы идентификации товаров:
придется шагнуть в будущее
! (в открытом доступе статья публикуется в сокращенном варианте)
Острая конкуренция на рынке неминуемо ведет к падению доходности торговых операций, отчего
розничные операторы вынуждены постоянно оптимизировать ассортимент и повышать
эффективность логистики.
Когда основной процесс сегментации рынка закончится, продавцам,
производителям и поставщикам продовольственных товаров придется осваивать новые
технологии, и в выигрыше окажутся те, кто уже сегодня серьезно задумывается об инвестициях
в них.
Barcode начинает и выигрывает
Первым координатором стандартизации и распространения системы штрихового кодирования в
промышленности и торговле стала еще в 70-х годах прошлого века американская организация
Universal Product Code (UPC, или «Универсальный товарный код»). В конце семидесятых систему
идентификации потребительских товаров применили и в европейских странах, где та получила
наименование European Article Numbering (EAN, или «Европейский артикул»). Стандарты заокеанского
континента и Старого Света вполне совместимы, а вся разница между кодами EAN и UPC сводится к
их длине: первый на один знак длиннее (13 знаков против 12-ти).
Согласно алфавиту кода EAN, каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и
пробелов. Первые две-три цифры (префикс) обозначают код страны, следующие шесть цифр
регистрационный номер предприятия внутри национальной организации. Совокупность кода страны и
организации является уникальной комбинацией и однозначно идентифицирует фирму-производителя
товара. Оставшиеся цифры кода каждое конкретное предприятие использует для кодирования своей
продукции. Последняя, тринадцатая цифра является контрольной она определяется по
специальному алгоритму и обеспечивает надежность всего штрих-кода.
Сейчас в мире зарегистрировано более 50 стандартов штрихового кодирования, но наиболее
широкое признание получили четыре: Code 39 (низкой, средней и высокой плотности), Interleaved 2-of-5,
Codabar и EAN/UPC. В розничной торговле самым распространенным форматом стали коды
EAN/UPC. В последнее время к привычным одномерным штрих-кодам «присоединяются» и
двухмерные, например, PDF-417, позволяющие кодировать достаточно большой объем информации.
Двухмерный формат, в частности, применяется в технологии Queue Busting («Уничтожение
очереди»). Технология позволяет сократить время, необходимое на считывание штрих-кодов
товаров, находящихся в корзине покупателя непосредственно в зоне кассового узла. Работает это
следующим образом. Служащий супермаркета подходит к покупателям, стоящим в очереди к кассе, и
с помощью сканера считывает штрих-коды товаров из корзины покупателя; далее товар
упаковывается в пакет и запечатывается. Сверху на пакет крепится распечатанная на мобильном
принтере этикетка с двухмерным кодом, так что когда покупатель подойдет к кассиру, последнему не
понадобится сканировать каждый товар из корзины (на что может уйти от 1 до 2 мин) достаточно
считать один двухмерный код и дать POS-терминалу команду напечатать чек. Вся операция займет
несколько секунд, что очень удобно для покупателя тому не придется томиться в очереди. Клиент
обязательно запомнит, в каком магазине он сэкономил время, а значит, в следующий раз придет
именно сюда. В условиях жесткой конкуренции между розничными операторами это немаловажный
фактор привлечения покупателей.
Продукт попадет в супермаркет, только если на упаковке есть штрих-код
Сегодня штрих-код является основой организации практически всех бизнес-процессов не только в
рознице (автоматизация рабочих мест кассиров, бухгалтерский учет, планирование запасов и
остатков, контроль за продажами), но и в пищевой и перерабатывающей промышленности (в
большей мере это касается сферы упаковки и логистики). Крупные сети желанный клиент любого
предприятия, производящего продукцию, уже давно не принимают товар, лишенный штрих-кода. С
помощью штрихового кодирования сбор, запись и обработка информации становятся более
быстрыми и точными процессами, что в конечном счете позволяет снижать цены, сводя к нулю
вероятность ошибок, пересортицы и т.д., а также упрощать все процессы товарооборота.
С терминалом сбора данных инвентаризация перестает быть головной болью для ритейлеров.
Учет по группам товаров можно провести не приостанавливая работу магазина
Система маркировки и комплексного автоматизированного учета на базе технологий штрихового
кодирования позволяет исключить пересортицу при приеме продукции от поставщиков и их отгрузке.
Фактически вы оприходуете только то, что заказали у поставщиков, и отгрузите только то, что
затребовали. И стоит заметить в нужном количестве, поскольку при считывании штрих-кодов
автоматически проверяется соответствие документам фактически принимаемого или отгружаемого
товара. Кроме того, можно с полной достоверностью, в реальном времени, автоматически
регистрировать прохождение продукции внутри предприятия, значительно ускорить учет и
инвентаризацию товаров и продукции, сократив при этом количество ошибок. Это означает наличие
возможности отслеживания уровня запасов и сокращения ненужных затрат.
Автоматическая идентификация на основе штрих-кодирования позволяет осуществлять
инвентаризацию обычно трудоемкий и долговременный процесс быстро и именно тогда, когда в
нем возникает оперативная необходимость. При этом работник магазина, склада или предприятия
может вводить инвентаризационную опись, сканируя штрих-коды с этикеток, фактически имеющихся
на складе, а управляющий менеджер имеет дополнительную возможность получать тут же и
отклонения от учетных остатков. Получается, экономия времени существенный фактор повышения
эффективности бизнес-процессов, а значит, и прибыльности предприятия. Представьте себе
доставленную партию товара из 20 контейнеров с мясной продукцией. Чтобы переписать коды и
серийные номера вручную, одному работнику понадобится не менее 4 мин. Если воспользоваться
сканером, вся операция займет 20 30 сек.
Далее в статье мобильный учет, логистика по принципу Just in time, технологии
электронного товарообмена, сканирование и ввод данных, печать штрих-кода, RFID: настоящее и будущее.
|