Всероссийский аналитический журнал для профессионалов индустрии продовольcтвия С нами ваши инвестиции
станут эффективными!

Лидия ЕРОШИНА

«У НАС ПРОСТЫХ ПУТЕЙ НЕ БЫВАЕТ! Судьба такая у комбината...»

Запуск новой комплексной линии по производству батонов на Самарском бу-лочно-кондитерском комбинате и 26-летие предприятия практически совпали по времени. Генеральный директор предприятия, заслуженный работник пищевой индустрии РФ, почетный работник агропромышленного комплекса России, почетный пекарь России, кавалер ордена Почета и знака губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской» — все эти регалии принадлежат очаровательной и энергичной женщине Лидии Ероши-ной, с которой мы беседуем о технологиях, о бизнесе, о жизни...
— Лидия Сергеевна, позвольте для начала поздравить вас с успешным запуском новой линии и 26-летием предприятия.

— Спасибо!

— Ваша продукция традиционно пользуется большой популярностью у жителей Самары. В чем здесь главный секрет?

— А здесь нет никаких секретов. Мы изначально делали ставку на качество и натуральность продукции. В рецептурах хлебобулочных и кондитерских изделий стараемся использовать натуральные ингредиенты, обходиться без химических добавок и улучшителей. По многим позициям ориентируемся на состав изделий, выпускавшихся в советское время. Поэтому горожане привыкли доверять нашей продукции. Мы никогда не шли по пути удешевления рецептур и использования недорогого сырья. Все поступающее сырье проверяем в собственной сертифицированной лаборатории комбината (физико-химическая и микробиологическая). Осуществляем постоянный мониторинг всей цепочки поставок: сырье, ингредиенты, готовая продукция. Раз в квартал отправляем продукцию в независимую лабораторию для подтверждения отсутствия в ее составе источников ГМО, что предусматривается техническим регламентом ISO 22000, по которому мы сертифицированы и работаем.

— Повышенное внимание к качеству и натуральности готовой продукции — не слишком ли это накладно для промышленного производства в сегодняшних условиях?

— Накладно. А что делать? Самара — большой город с довольно крупными и уже состоявшимися хлебопекарными предприятиями. Когда Самара еще была Куйбышевым, в городе действовали три хлебозавода мощностью от 70 до 100 тонн/сутки. Плюс к этому свою продукцию поставляли предприятия из Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевска. Все они работали очень стабильно, и некоторые продолжают оставаться успешными до сих пор. И вот в 1988 году появляется наше предприятие, готовое также всех завалить батонами, хлебобулочными изделиями и тортами. В начале 90-х годов меняется политика и экономический уклад в стране, свои новые требования начинает озвучивать торговля, а значит, в новой ситуации нам было необходимо предлагать только качественную продукцию. И сейчас я абсолютно уверена в том, что мы никогда бы не добились сегодняшних результатов, если бы изначально не делали ставку на качество.

В производстве хлеба мы принципиально придерживаемся опарной технологии тестоприготовления, несмотря на то, что она более затратная. Однако нам удалось адаптировать эффективные современные технологии и новейшее оборудование к нашим рецептурам изготовления опарного теста, что позволило сделать производство высококачественного хлеба еще и рентабельным. Плюс к этому мы стали выпускать заварные хлеба — бородинский и боярский. А это очень непросто, поскольку требует обеспечения высочайшего уровня гигиены производства, и совсем немногие предприятия могут себе позволить его выпекать. Более того, мы стали выпускать ныне популярный у потребителя фруктовый хлеб с преобладанием ручного труда.

СБКК — лидер на рынке мелкоштучной продукции. Так вот, когда наметилась серьезная конкурентная борьба в сегменте слоеных изделий, наши позиции оказались незыблемыми именно благодаря высокому уровню качества. Приведу пример из жизни. Очень многие поставщики маргарина хотели работать с нами — все-таки мы производим много слоеной продукции. Когда представитель итальянской фирмы, который очень стремился стать нашим поставщиком, попробовал наши круассаны, он был вынужден констатировать, что такой продукцией можно торговать в центре Парижа, а значит, у нас и без него все хорошо, и мы довольны работой с имеющимися поставщиками.

Мы не можем не учитывать, что сейчас довольно много успешных кондитерских предприятий: «Палыч», «Мирэль», «Лиро-нас» и т. д. Тем не менее, свои 20-25% кондитерского рынка Самарской области мы удерживаем. То же самое и по хлебу, где у нас те же 20-25%.

— А какова сейчас производительность предприятия?

— В сутки мы выпускаем свыше 6 тонн слоеных и сдобных изделий, 3 тонны кондитерских изделий, по хлебобулочной группе ежедневная производительность превышает 30 тонн. Если говорить о количестве ассортиментных позиций, то сейчас нами производится всего порядка 200 наименований, из них около 50 приходится на хлебобулочные изделия. Лояльность потребителей надо поддерживать, для чего мы постоянно обновляем ассортимент. От нас в Самаре все время ждут чего-то нового — например, новых пирожных, которые и так уже составляют 60% от выработки тортов. Только за последний год у нас появилось 16 новых наименований тортов, что, согласитесь, не может не впечатлять.

— В каком ценовом сегменте представлена ваша продукция?

— Наша продукция никогда не была дешевой. Преимущественно мы работаем в среднем ценовом сегменте. Основная доля продаж приходится на федеральные торговые сети. Порядка 20% всей продукции реализуется через собственную торговую сеть, которая включает в себя около 20 торговых точек. Причем мы стараемся поддерживать только наиболее рентабельные из них, поскольку необходимо оптимизировать расходы. Не считаю возможным перекладывать свои затраты на плечи покупателей. Мы, например, уже в течение года не повышали отпускные цены на мелкоштучную хлебную продукцию и кондитерские изделия. И это притом что сырье постоянно дорожает.

— Как вам удается поддерживать стабильно высокое качество выпускаемой продукции?

— Постоянный контроль. У нас обычно главный технолог берется за самую лучшую булку, а генеральный директор везде найдет изъян. Я считаю, что покупатель будет смотреть не на вагонетку, а выберет лишь одну буханку, которая должна его всем устраивать. Если она ему понравилась и внешне, и потом уже своими вкусовыми качествами, он купит ее снова. А если ему попалась неровная булка или не понравился ее вкус, то он больше никогда не остановит свой выбор на нашей продукции. У нас есть много сильных конкурентов, а значит, нам постоянно надо заботиться о качестве своей продукции и непрерывно развиваться. Подтверждением тому является недавно завершившаяся комплексная модернизация производственной линии. Мы и в дальнейшем намерены инвестировать в развитие производства.

— Я полагаю, в нынешней посткризисной ситуации очень непросто изыскивать средства на развитие... За счет чего вы внедряете новые технологии и оборудование?

— За счет собственных средств и лизинга. Мы стали первым предприятием в Самаре, которое начало использовать лизинговые схемы. Весь наш автопарк и новое оборудование были приобретены по лизингу. Также используем кредитные ресурсы. У нас хороший кредитный портфель. С нами готовы и хотят работать многие банки. Более того, те банки, которые предоставляют нам кредиты, больше ни одному другому предприятию такой выгодной кредитной ставки не предлагают — нет того же уровня доверия. Мы никогда не задерживали платежи по кредитам, и наша кредитная история безупречна. Свою финансово-экономическую политику мы выстраиваем так же: если мы взяли на себя обязательства, то их непременно выполняем. Хорошим подспорьем в нашем развитии является программа Минсельхоза по возврату двух третей ставки рефинансирования от суммы кредитования. Конечно, работа с кредитами заключает в себе определенные риски, однако пока — стучу по дереву — ни один риск не стал для нас проблемой.

Кстати говоря, для нас кризис 2008-го прошел незаметно. Именно в том году мы внедрили новую линию для производства слоеных изделий, поменяли печи и приобрели новое оборудование для кондитерского производства. Когда многих лихорадило, мы продолжали спокойно работать, хотя, конечно, пришлось несколько скорректировать планы. Однако от насущных планов по развитию и совершенствованию производства мы не намерены отказываться, что как раз и доказало успешное завершение большого для нас проекта технического перевооружения.

— Возвращаясь к проекту, как вы выбирали ключевого партнера? И по каким критериям вы оцениваете достигнутый результат?

— Мы предполагали реализацию комплексного решения: необходимо было обеспечить прирост производственных мощностей и при этом улучшить показатели качества выпекаемого хлеба. Обе цели в ходе проекта были достигнуты. Это и было основным критерием оценки результата его реализации. Более того, качество выпекаемых хлебобулочных изделий уже при первом же запуске линии превзошло все наши ожидания. Мы получили прекрасные батоны с увеличенным объемом (причем без всякого использования улучшителей), отличные корочку и глянец, увеличенные сроки хранения и высокую производительность линии. Так что уже сейчас можно говорить об успешной реализации проекта, за что мы, конечно же, благодарны фирме «Скандек», которая осуществила все необходимые проектные работы и выступила генеральным подрядчиком. И этот результат был ожидаем: мы давно работаем с Людмилой Леонидовной (Авдеева Л. Л. — директор ООО «Скандек», Москва — прим. ред.), а поэтому привыкли доверять ее экспертному мнению и мнению специалистов этой компании.

— А как у вас на предприятии обстоит дело с кадрами?

— Проблема с кадрами кондитерского направления очень серьезная. Для себя этот год мы назвали годом кондитерского производства, сделав акцент на этом направлении. Мы были вынуждены привлечь порядка 30 кондитеров из других городов. В какой-то степени можно было бы решить данную проблему за счет автоматизации производства тортов, но потребители ждут от нас торты ручной работы. А значит, без квалифицированных кадров мы не сможем обойтись. Поэтому СБКК активно работает с техникумами и училищами. Более того, мы создали собственную учебную базу для подготовки кадров. Сейчас уже готовится набор второй группы обучения. Так что постепенно кадровую проблему решим.

— Я так понимаю, что на достигнутом вы не намерены останавливаться. Каковы ваши планы на будущее?

— Мы намерены и дальше развивать направление ржаных и ржано-пшенич-ных сортов хлеба, потому что их никто не развивает. Планируется реконструкция печей и расстоечного оборудования в хлебобулочном производстве, а также пошаговое техническое перевооружение всего предприятия для дальнейшего развития ассортимента. Мы продолжаем наращивать производственные мощности. Уже пристроили цех для увеличения производства слоеных и кондитерских изделий. Одновременно расширен отдел сбыта. В перспективе — переход на пластиковую тару.

— Все увиденное и услышанное мною здесь не может не впечатлять. Поэтому возникает справедливый вопрос: как вам удается управлять таким сложным производством и строить серьезные планы?

— Я требовательна к людям точно так же, как и к самой себе. И все это понимают. Не скрою — здоровья потребовалось много, чтобы поднять такую махину при тех долгах, которые были, и при той ситуации на рынке... Однако нам все удалось. И сейчас мы уверенно смотрим вперед.

— Тогда мне остается только поблагодарить вас за радушный прием и обязательно пожелать здоровья и сил для новых свершений.
Беседу вел Евгений Дряхлов