Всероссийский аналитический журнал для профессионалов индустрии продовольcтвия С нами ваши инвестиции
станут эффективными!
Обложка №2 за 2019 год
Татьяна ПИСКАРЕВА

«АГРОПРОДМАШ-2019»: в русле глобальных трендов

В этом году 24-я Международная выставка «Оборудование, технологии, сырье и ингредиенты для пищевой и перерабатывающей промышленности — Агропродмаш» пройдет как обычно в начале октября. И уже за полгода до ее начала организаторы отмечают активную комплектацию. Поэтому очевидно, что предстоящее мероприятие соберет представительный состав участников, предложит максимально насыщенную и актуальную экспозицию, привлечет многочисленную профессиональную аудиторию посетителей из самых разных отраслей индустрии продовольствия. И тем самым в очередной раз подтвердит свой высокий международный статус и безоговорочный авторитет в профессиональном бизнес-сообществе.

И такая стабильность имеет под собой основания: «Агропродмаш» формирует широчайшее предложение технологических решений для предприятий самых разных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Именно эту площадку выбирают как наиболее авторитетные, так и новые участники рынка. О причинах такой стабильности мы беседуем с директором выставки Татьяной Пискаревой.

— Татьяна Назаровна, в чем отличие подготовительной работы к предстоящей выставке по сравнению с прошлыми годами?

— Главное отличие заключается в том, что мы начали комплектацию экспозиции «Агропродмаш» раньше обычного. Мы решили таким образом сдемпфировать майские каникулы и свойственную некоторым нашим участникам особенность долго думать над предложением и потом принимать решения в авральном режиме. Чем раньше к нам обращаются, тем больше шансов у организаторов учесть и пожелания экспонентов, и интересы посетителей. При комплектовании экспозиции мы видим свою задачу двухвекторной: с одной стороны — предоставить участникам возможность максимально выгодно заявить о себе, а с другой — дать возможность посетителям проще сориентироваться, «не пропустить» интересующие решения, сэкономить время, то есть оптимально выстроить выставочные маршруты. Наша цель — создать и тем, и другим максимальную зону комфорта для работы, которая, как известно, на мероприятиях такого ранга и масштаба довольно напряженная. А для этого экспозиция каждого павильона должна быть выстроена оптимально и грамотно. Учитывая масштабы нашей выставки (шесть крупнейших павильонов, свыше 60 тыс. кв. метров) — поверьте, это виртуозная работа, которая требует времени. И хочу подчеркнуть, что наше решение оправдало себя: комплектование выставки идет очень активно. Почти все ключевые экспоненты, которые выставляются из года в год, уже обозначили свои позиции. Практически по всем салонам мы отмечаем приход новых участников.

— Вы упомянули площадь экспозиции. Давайте вспомним показатели прошлого года, которые, наверное, являются ориентиром для года нынешнего.

— Площадь экспозиции «Агропрод-маш-2018» составила 61 655 кв. м и объединила 870 компаний из 37 стран. Выставку посетили более 24 тыс. специалистов из 76 стран и 85 субъектов РФ. Экспозиция включала 19 салонов, 24 тематических раздела по широчайшему спектру отраслей и обеспечивающей инфраструктуры. Деловая программа насчитывала 52 мероприятия. Надеюсь, что в этом году показатели будут не ниже. Более того, уже намечается дефицит площадей. Будем думать, какой павильон задействовать дополнительно.

— Очевидно, что «Агропродмаш» на сегодня — это та выставочная площадка, экспозиция которой по доминирующему количеству отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности уже не имеет альтернативы на постсоветском пространстве. И это фактор ее стабильности и одновременно ресурс для роста. Кроме того, поставленные государственные цели обеспечения продовольственной безопасности России, увеличения к 2025 году экспорта продукции агропромышленного комплекса более чем в два раза и т. д., под которые выделяются ресурсы, являются фактором, стимулирующим инвестиционный спрос в индустрии продовольствия...

— Конечно, выставка «Агропродмаш» отражает как процессы, происходящие в экономике в целом, так и непосредственно в отраслях индустрии продовольствия. В том числе и реакцию на декларируемые национальные приоритеты, вводимые программы развития и поддержки. Наша выставка демонстрирует прежде всего решения для переработки сырья, в том числе глубокой. Это оборудование для мясо- и птицепереработки, рыбопереработки, переработки овощей и фруктов, переработки зерна и производства муки, макаронных изделий, сне-ковой продукции, а также производства хлебопекарных и кондитерских изделий, вина и напитков... Глубокая переработка позволяет предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности увеличивать добавленную стоимость и тем самым вносить вклад в решение поставленных национальных целей и задач. Что касается государственной поддержки, здесь отмечу, что второй год подряд наши российские участники могут воспользоваться государственной программой поддержки производителей машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, реализуемой АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). В прошлом году этой поддержкой воспользовались 59 российских компаний. И сегодня мы наблюдаем значительное усиление активности в этом направлении. Наиболее очевидно это проявляется в тех салонах, где российские участники представлены широко. Например, в салонах АПМ МолТех, где представлены многие известные российские заводы, выпускающие оборудование для молокоперерабатывающей промышленности, сыродельной отрасли; АПМ Напитки, АПМ Розлив, где представлено оборудование для отрасли виноделия, розлива воды. Наращивают свои позиции российские участники салонов АПМ МясоПром, АПМ УпакМаш, АПМ ХлебПром, АПМ Ингредиенты и др. В развитии российского вектора выставки отмечу также и региональный формат, когда региональными фондами поддержки малого предпринимательства организуются коллективные экспозиции. В этом году мы ожидаем такие инициативы от Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курской, Тверской, Тульской, Челябинской областей и других субъектов РФ. Это говорит о развитии программ поддержки отечественных производителей не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне.

— А каков текущий интерес к выставке со стороны иностранных компаний? И не ощущаете ли вы некоторого ослабления внимания к «Агропродма-шу» со стороны зарубежных участников из-за проводимой в этом году выставки IFFA в Германии?

— Уже завоеванные нами позиции и авторитетный международный статус выставки «Агропродмаш» позволяют отстраивать очень конкурентную экспозиционную платформу как для динамично развивающихся отечественных предприятий, так и для зарубежных фирм. В числе участников выставки «Агропрод-маш» неизменно присутствуют мировые и европейские бренды, которые, конечно же, примут участие в крупнейшей в мире специализированной выставке IFFA во Франкфурте-на-Майне. Но ослабления интереса к экспозиции «Агропродмаша» на этом фоне мы не ощутили. Скорее, наоборот. Как вы знаете, в рамках выставки «Агропродмаш» традиционно работают два салона: АПМ МясоПром и АПМ УпакМаш, которые по тематике перекликаются со специализацией выставки IFFA. Несмотря на это, оба этих салона показывают очень хороший рост, в том числе появляются новые зарубежные компании из Италии, Венгрии, Польши, Турции, Китая, Белоруссии. Наблюдаем и наращивание площадей как непосредственно иностранными экспонентами, так и российскими офисами крупнейших европейских и мировых производителей. Более того, мы ожидаем, что после IFFA многие захотят анонсировать прозвучавшие там новинки на «Агропродмаше», осознавая, что далеко не все российские производители смогут присутствовать на выставке в Германии. И одновременно «застолбить нишу», презентуя свои возможности в том или ином направлении, будь то, например, автоматизация и роботизация, новейшие упаковочные решения, экологически чистая упаковка, самые современные технологии для убоя и т. д. Поэтому мы рассчитываем, что экспозиция этого года будет насыщена премьерами как минимум европейского уровня и, соответственно, будет представлять очень большой интерес для посетителей. Раз уж мы затронули тему зарубежных участников, скажу, что традиционно планируются национальные экспозиции Германии, Италии, Дании, Китая, Тайваня.

— Вы затронули тему трендов. Собственно, «Агропродмаш» всегда отличался тем, что глобальные тренды в области пищевого оборудования и технологий начинали транслироваться на российский рынок именно с этой выставки. Что интересного в этом плане можно ожидать на предстоящем мероприятии?

— Думаю, что свое развитие получит «зеленая» тема. Уже в прошлом году участники салонов упаковки и ингредиентов заявляли о своих «экологичных» решениях. И в этом году будут представлены современные материалы на основе возобновляемых ресурсов, биоразла-гаемых полимеров и вторично переработанных пластиков, термоформуемой картонной упаковки и т. д. Поставщики ингредиентов, в свою очередь, отмечают повышение интереса к натуральным рецептурам, изделиям, не содержащим в своем составе посторонних или дискредитировавших себя ингредиентов и т. д. И, конечно же, сами производители продуктов питания вынуждены считаться с растущими требованиями потребителей к составу продукции, указанному на этикетке. Вывод напрашивается такой: все большее количество жителей России заинтересованы в обеспечении не только пищевой безопасности, но и передовых концепций здорового питания.

Еще один тренд, который не первый год уже звучит на «Агропродмаше», связан с автоматизацией и роботизацией производственных процессов, а также использованием информационных технологий. Полагаю, что такие решения будут представлены в рамках АПМ МясоПром, АПМ ПтицеПром, АПМ КондитерПром, АПМ УпакМаш, АПМ Логистика и др.

Конечно же, тренд на обеспечение пищевой безопасности звучит чрезвычайно актуально. Текущая ситуация в пищевой промышленности предъявляет предприятиям еще более жесткие требования с точки зрения санитарии и гигиены. Стагнирующая покупательская активность и усиливающаяся конкуренция в отраслевых сегментах требует от бизнеса постоянного совершенствования системы управления качеством и, в частности, повышения уровня мероприятий санитарно-гигиенического характера. По этой причине российские предприятия пищевой индустрии заинтересованы в постоянном совершенствовании и обновлении существующего санитарно-гигиенического комплекса: повышении эффективности процессов воздухоподготовки и обеззараживания производственной атмосферы, мойки и уборки, уменьшения влияния человеческого фактора. Важной является тема обеззараживания сточных вод, утилизации отходов. В этой связи хочу отметить наращивание салона АПМ Санитария и гигиена. И здесь будут представлены как бытовая химия, спецодежда, устройства для уборки, так и решения для переработки отходов.

Кстати, тема пищевой безопасности очень ярко звучит и в экспозиции АПМ УпакМаш, которая в полной мере отразит тренд на использование максимально эффективных и функциональных упаковочных решений, во многом определяющих успех продукта на полке. Мы ожидаем, что участники этого салона представят самые разные машины, использующие любые способы упаковки и закрывающие практически любые технологические задачи. Здесь же будет и представительный состав участников, поставляющих самые современные расходные материалы.

Отмечу еще один тренд, который также можно отследить по экспозиции «Агропродмаш», — это расширение функционала оборудования в части роста его энергоэффективности. Такие решения демонстрируются, например в рамках салонов АПМ ХлебПром, АПМ Холод. Плюс тренд на интеллектуализацию — оснащение оборудования интеллектуальными модулями контроля и управления. Эта тенденция прослеживается практически по всем салонам выставки.

Современные тенденции, а также актуальные проблемы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности найдут свое отражение и в рамках деловой программы, формирование которой сейчас уже началось. Поэтому рекомендую посещать сайт выставки, чтобы иметь возможность получать актуальную информацию. И, конечно же, приглашаю увидеть все вживую на предстоящей выставке «Агропродмаш-2019».

— Спасибо за интервью. Беседовала Наталья Гусева