Всероссийский аналитический журнал для профессионалов индустрии продовольcтвия С нами ваши инвестиции
станут эффективными!
Обложка №2 за 2018 год

«ЖАЛОБА — КАК ПОДАРОК» ИЛИ ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА ОТ «РЕМИТ»

МПЗ «Ремит» является одним из наиболее современных и динамично развивающихся мясоперерабатывающих производств Московской области. Завод в числе первых в отрасли успешно прошел международный аудит качества и получил сертификат соответствия FSSC 22000 (Food Safety System Certification). А в 2013 году — внедрил систему ДНК-тестирования входного сырья и готовой продукции. Впервые в отрасли. По мнению Евгения Морозова, директора по качеству мясоперерабатывающего завода «Ремит», главными составляющими успешного развития предприятия являются совершенствование философии качества, выпуск качественного и безопасного продукта, создание условий труда для сотрудников. — Евгений Владимирович, расскажите, пожалуйста, в какой момент на предприятии был взят курс на интенсивную работу в области качества?

— Руководство предприятия изначально приняло решение делать ставку на качество при развитии своего мясоперерабатывающего бизнеса. Соответственно, по мере становления предприятия совершенствовались подходы к управлению качеством и само управление производственными процессами. За основу были взяты принципы HACCP, и в дальнейшем велась соответствующая работа по внедрению наиболее прогрессивных стандартов управления качеством и пищевой безопасности. Также мы ориентировались на лучшие практики и бенчмаркинг прогрессивных компаний, активно развивающих систему управления качеством, причем не обязательно в пищевой промышленности.

СПРАВКА
Дата основания: 2001 год.
Производственная площадка находится в городе Подольске.
Ассортимент завода, состоящий из более чем 300 наименований колбас, деликатесов и полуфабрикатов из мяса, реализуется через фирменную сеть магазинов «Ремит.
Вкусные колбасы»и гастрономических бутиков «Настоящий мясной», в крупнейших федеральных сетях, в традиционной рознице.
Продукция предприятия также поставляется в крупнейшие транснациональные компании сегмента HoReCa.
— Насколько я понимаю, FSSC 22000 является одним из самых строгих добровольных стандартов в пищевой отрасли. И сам факт того, что вы сертифицированы в соответствии с ним, говорит о большой проделанной работе по совершенствованию системы управления качеством на вашем производстве.

— Мы изначально отказались от практики формального соответствия требованиям для прохождения аудита качества. Для нас управление качеством — насущная необходимость, которую мы все в одинаковой мере ощущаем и воспринимаем как данность. Это философия и система координат для каждого отдельно взятого работника предприятия. Поэтому ни у кого из персонала сейчас даже не возникает вопросов по поводу необходимости, например, регламентной мойки и дезинфекции оборудования — это такой же неотъемлемый пункт рабочего распорядка, как для любого человека определенные мероприятия личной гигиены.

— Пришлось ли вам вносить изменения в производственные процессы при внедрении систем управления качеством?

— Да, мы проделали колоссальную работу по обеспечению качества, начиная от самых современных санитарно-гигиенических регламентов и заканчивая технической реконструкцией и перевооружением производства. И уделяли очень много внимания изменению сознания людей, меняли собственные подходы к работе с персоналом, к выстраиванию деловых коммуникаций на предприятии, корректировали настройки всех бизнес-процессов, чтобы вписать их в новую философию качества. При этом все происходило не наскоком, а осмысленно и постепенно, т. е. в процессе внедрения мы шаг за шагом выявляли несоответствия и вносили изменения в производственные процессы, оптимизировали их.
Но, с моей точки зрения, при внедрении системы качества на предприятии наиболее важным направлением все-таки была и остается именно работа с людьми, чтобы каждый работник предприятия понимал суть изменений, их необходимость и свою собственную роль в достижении поставленных целей. Для осуществления соответствующих изменений на производстве была задействована программа TWI (Train within industry — система обучения по принципу «обучай непосредственно на производстве»). Она состоит из четырех уровней и позволяет эффективно проводить обучение и переподготовку производственных кадров и стандартизировать все производственные процессы, что автоматом влечет за собой сокращение брака на производстве. Также был сделан большой упор на постепенную адаптацию персонала к новым условиям: людям давали возможность впитать смысл и необходимость происходящих изменений. Посредством специальной системы обучения мы помогли своим работникам наиболее благоприятным образом влиться в создаваемую систему управления качеством. По-другому невозможно добиться совершенствования профессиональных навыков, а значит, нельзя расти профессионально и делать карьеру — все в нашей работе взаимосвязано: качество, вовлеченность, самосовершенствование, профессиональный рост, доход, наконец. В этом заключается синергия и философия нашей компании, которая едина для любого работника и распространяется на всех. Каждый вносит свой вклад в общее дело и каждый является единым целым в общей эффективно работающей системе.

— А не боитесь стать кузницей кадров для всей отрасли?

— Этот вопрос нас всех в свое время интересовал, но сейчас могу с уверенностью ответить, что мы являемся кузницей кадров для самих себя. Ведь все зависит от того, какие условия создаются для работников. Например, каждому нашему сотруднику предоставляется бесплатное питание, бесплатная спецодежда, корпоративный транспорт, корпоративный ресторан (причем не столовая, а именно ресторан) и т. д. Очевидно, что для любого человека очень важно внимание, ощущение сопричастности и вовлеченности в общее дело.

— И очевидно, что предпринятые усилия не прошли даром...

— Да, совершенно верно, вряд ли кто-то сможет поспорить с тем, что буквально за прошедшие 5 лет завод «Ремит» совершил огромный рывок вперед во всех количественных и качественных аспектах своего развития. И главное — наши потребители оценили проведенную работу, подкрепив свое доверие к торговой марке стабильно растущим спросом на наши продукты. Так что вклад в качество и пищевую безопасность дал ощутимые плоды. Причем здесь необходимо понимать, что мы внедряли не какие-то отдельные стандарты, а распространяли у себя именно философию обеспечения качества. Ее частью является и подход, который подробно изложен в известном бизнес-бестселлере «Жалоба — как подарок». Суть его заключается в том, что мы очень внимательно относимся ко всем жалобам и рекламациям, которые к нам поступают: созваниваемся с каждым недовольным клиентом, чтобы выяснить причины недовольства либо разъяснить ситуацию в случае возникновения недоразумения. После этого тщательно анализируем суть претензий, выявляем имеющиеся у нас проблемы, чтобы затем устранить и предотвратить их проявление в дальнейшем. И именно поэтому мы воспринимаем поступающие к нам претензии как подарок: мы благодарны всем своим клиентам, которые обращают внимание на выявляемые недостатки, а не игнорируют их, затаив обиду. Работа с рекламациями позволяет совершенствоваться и двигаться вперед.
Мы распространяем принятую у нас философию и на своих партнеров — стараемся их тоже вовлекать в работу по совершенствованию качества, выявлению проблем. Например, постоянно сигнализируем поставщикам сырья о всех выявляемых нами отклонениях. И цель в данном случае — не разработка системы наказаний для поставщиков сырья, а желание настроить их на одну волну с нами в плане взаимодействия по качеству. К сожалению, не всегда удается встретить понимание и выстроить эффективным образом коммуникации на этом направлении, но мы терпеливо гнем свою линию и настойчиво идем вперед.

— Как вам удается находить разумный баланс между качеством и себестоимостью, чтобы не оказаться на грани выживания?

— На самом деле потребитель голосует своим кошельком за качество готовой продукции, он наш главный аудитор, который в конечном итоге определяет успех стратегии. Здесь также необходимо учитывать, что в процессе совершенствования системы управления качеством мы оптимизировали производственные и управленческие процессы на предприятии, что в конечном итоге благоприятно сказалось на эффективности всего производства.

— То есть, насколько я понимаю, экспериментов с качеством своей продукции и по ее удешевлению вы не проводили?

— Мы гарантируем нашему потребителю, что все то сырье, что обозначено на этикетке, обязательно присутствует в продукте. Мы не вводим людей в заблуждение и дорожим их доверием. У нас есть и понимание того, что, если хотя бы раз встать на путь «оптимизации» рецептур, дороги назад не будет. Вернее, мы сами себя отбросим назад, потому что потребитель не простит обмана. Любые эксперименты с удешевлением продукции всегда плохо заканчиваются. Поверьте, что мы оцениваем свою работу в том числе и через призму людей, для которых мы производим свою продукцию.

— И тому подтверждением является ваша новая идея прозрачной упаковки — вам скрывать нечего?

— Да, совершенно верно. Мы стараемся быть открытыми во всем, и прозрачная упаковка призвана подчеркнуть нашу открытость и прозрачность. Кроме того, это одна из современных европейских тенденций в упаковке, которой мы сегодня следуем, предоставляя своему покупателю все самое актуальное и модное на рынке FMCG.

— Еще одним доказательством вашей приверженности качеству является разработка новой линейки продукции «РЕМИТ Organic», что по российским меркам является передовым шагом с точки зрения развития ассортимента. Что побудило вас разработать и вывести на рынок эту премиальную линейку продукции?

— Мы решили пойти навстречу тем потребителям, которые более требовательны к формированию своего ежедневного рациона. В итоге выпустили линейку продуктов, в составе которых полностью отсутствуют любые ингредиенты, способные вызвать подозрение в отношении своего естественного происхождения. При этом за счет своего натурального состава продукты этой линейки имеют небольшие сроки хранения, что предъявляет еще более жесткие требования к их производству, поскольку по сути это натуральное сваренное мясо без консервантов, усилителей вкуса, стабилизаторов и прочего. Еще в части «органики» у нас есть совместный проект по производству органической линейки детского питания HIPP. Интересно, что представители этой фирмы вышли на нас самостоятельно вместе с партнером, который занимается органическим земледелием. И сейчас мы работаем в единой системе выращивания и переработки говядины в соответствии с нормами органического производства. В результате мы стали первым российским заводом, который был сертифицирован европейскими комиссарами по органической переработке говядины.
С 2015 года мы уже успели пройти две проверки на соответствие европейским нормам органического производства. На самом деле это очень сложный процесс с точки зрения дополнительных мероприятий по обеспечению качества, поскольку немецкие аудиторы проверяют помимо прочего, например, соответствуют ли моющие средства, которые мы применяем, требованиям Organic.

— Я так понимаю, переход к производству таких продуктов также потребовал от вас серьезных усилий?

— Это было вообще серьезным испытанием для всего предприятия, и в первую очередь для людей, которые у нас работают. И позволило проверить правильность мышления наших работников, насколько они хорошо понимают и умеют взаимодействовать и в рамках существующей системы качества, и в срезе новых требований. Так, например, у нас сейчас культивируется особое отношение к аллергенам в составе пищевых продуктов. Ведь, к сожалению, пока еще немногие производители уделяют повышенное внимание аллергенам в своей продукции, однако это очень серьезный вопрос с точки зрения пищевой безопасности. У нас есть рецептуры, где присутствуют, например, сухое молоко или кедровые орехи (ореховый сервелат), которые являются аллергенами, а значит, представляют определенную опасность для соответствующей категории людей-аллергиков. По этой причине мы, невзирая на то что на колбасах других производителей это не указывается, обязательно помещаем на этикетке сообщение, что в продукции содержится соответствующий аллерген и по этой причине ее употребление может привести к определенным последствиям для здоровья. На любой нашей продукции также можно найти предупреждение о том, что продукт произведен на площадке, где используется аллерген. Все это лишний раз иллюстрирует, насколько серьезно мы относимся к пищевой безопасности.

— В каком направлении вы продолжаете развивать свою систему качества и безопасности?

— Сейчас мы сосредоточены на развитии информационных систем на предприятии, чтобы обеспечить надежное взаимодействие между корпоративной информационной системой класса ERP и MES-системой, работающей на производственном уровне.

— Спасибо, и желаю вам успехов на этом поприще!

— Спасибо за ваш интерес!

Беседовал Евгений Дряхлов