ПЕРЕРАБОТКА МЯСА И ПТИЦЫ

ТЕХНОЛОГИИ УБОЯ

ИНСТРУМЕНТ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

«Мы наблюдаем массовый переход отечественных предприятий убоя на сов ременные технологии производства»
Александр Глухов, генеральный директор ООО «Джарвис»

— Александр Георгиевич, в преддверии выставки IFFA первый мой вопрос закономерно касается экспозиции стенда компании Jarvis...

— По уже сложившейся традиции компания Jarvis представит на выставке IFFA-2013 во Франкфурте большую экспозицию. Посетители из России на стенде А16 в павильоне 9.0 смогут увидеть хорошо зарекомендовавшие себя на отечественных предприятиях ленточные и дисковые пилы, отрезные клещи, устройства для оглушения свиней и КРС, а также много перспективных моделей механизированного инструмента для убоя. В частности, это высокоэффективное устройство для вырезания заднего проходника свиней. Только в этом году мы продали российским покупателям уже три единицы этого инструмента — больше, чем за все предыдущее время. И это не случайность, а явный тренд, связанный с желанием владельцев предприятий внедрять наиболее современные решения. По этой же причине мы ожидаем активизации спроса и на другие высокоэффективные инструменты — в частности, на специализированный ручной инструмент для оглушения животных, удаления внутреннего жира, паро-вакуумной очистки туш, закрепления лигатуры, а также некоторые другие модели.

— А какие позиции, с вашей точки зрения, сейчас наиболее актуальны для российских предприятий первичной переработки?

— Последние два-три года происходит массовый переход на использование ленточных пил. Все крупные и большинство средних предприятий уже ими оснастились. Набирает обороты этот процесс и на малых предприятиях. Впрочем, в последнее время растет спрос и на другие наименования механизированного инструмента: клещи, дисковые пилы. На то есть несколько причин: механизированный инструмент априори обеспечивает более производительный труд, снижает утомляемость персонала убойного цеха, его использование позволяет повысить выход и уменьшить производственные затраты, наконец, он обеспечивает лучшее соответствие наиболее строгим санитарно-гигиеническим нормам. И при этом он не требует серьезных инвестиций и окупается за год-полтора.

— Jarvis явно тяготеет к прямому сбыту, предпочитает работу на национальных рынках через собственные офисы. Почему не через партнеров?

— Действительно, все продажи и техническая поддержка осуществляются через сеть филиалов. А их на сегодня насчитыва- ется 17 по всему миру. В этом смысле Jarvis — уникальная компания, которая при своих небольших размерах и четкой специализации присутствует на всех основных рынках мира. Стратегия компании предусматривает организацию бизнеса на перспективных рынках, не прибегая куслугам торговых фирм. Все-таки интересы производителя оборудования и торговой фирмы разные: производитель заинтересован в максимальных показателях продаж своей продукции, продавец старается обеспечить максимальные обороты за счет широкого спектра предлагаемой продукции и услуг. Для торговых фирм гораздо выгоднее работать с проектами, где можно хорошо заработать. Бизнес нашей компании строится на рутинной работе по удовлетворению потребностей боен в широкой номенклатуре инструмента, цена единицы которого относительно невысока. В такой ситуации прямые продажи намного эффективнее. И тот факт, что Jarvis принадлежит80% мирового рынка инструмента для убоя, говорит о правильности выбранной стратегии. Кроме того, наличие собственного российского офиса дало нам возможность наладить эффективную техническую поддержку. Очевидно, что полноценное техническое обслуживание специализирован- ного инструмента для убоя не выгодно ни торговой компании, ни инжиниринговой фирме, поставляющей основное оборудование для бойни. А для нас это одно из основных направлений бизнеса. Мы собрали отличную команду профессионалов, которая способна решать любые задачи. И самое главное: концентрируемся исключительно на убое. Дальнейшая глубокая переработка мяса — уже не наша тема. Поэтому своей основной задачей видим совместную работу с бойнями на длительную перспективу. Большинство предприятий, с которыми мы сейчас работаем, были построены и реконструированы без нашего участия. Некоторые изначально использовали инструмент других производителей, однако постепенно мы везде внедрили свой. Практика показывает: когда начинаются проблемы с инструментом, проще перейти на работу с нашим инструментом, чем рассчитывать на поддержку прежнего поставщика оборудования. С нами удобнее работать долгосрочно: есть склад запчастей и расходных материалов, обученные специалисты. Сейчас мы позиционируем себя как сервисную фирму, способную решить любые проблемы, связанные с эксплуатацией всего предлагаемого нами оборудования и инструмента. И вряд ли я ошибусь, если предположу, что мы работаем с 90% всех функционирующих в нашей стране предприятий убоя, начиная от небольших цехов и заканчивая отраслевыми гигантами. В числе наших клиентов такие известные компании, как «Мира-торг», «Агро-Белогорье», «Белгранкорм», «Золотая Нива» и многие другие.

— Я обратил внимание, что российский филиал компании Jarvis помимо одноименной продукции также продает некоторое оборудование сторонних производителей. С чем это связано?

— В поступающих запросах очень часто присутствуют различные позиции, которые фирма Jarvis не производит. Например, спецодежда, кольчужные фартуки и перчатки, ножи, инсектицидные лампы, санитарно-гигиеническое оборудование и т. д. Поскольку изначально мы решили, что будем стараться помочь нашим клиентам в решении любых проблем, то расширили спектр предлагаемого оборудования и технологических решений для индустрии убоя. В качестве стратегических партнеров выбрали ведущих производителей. И сейчас я могу смело утверждать, что в ассортименте фирмы ООО «Джарвис» присутствует лучшее оборудование для обеспечения участков убоя со всего мира. Например, мы поставляем скребки для скреб-машин и бичи для моечных машин известной американской фирмы Long-wood, спрос на эту продукцию чрезвычай- но велик, аналогов у нее нет. Что касается устройств для электрооглушения свиней, то сначала мы работали с немецкой компанией Haas. По мере повышения требований к качеству оглушения и, соответственно, к электронному блоку трансформатора, мы перешли на продукцию компании Karl Schermer. Мы постоянно отслеживаем разработки других производителей, поскольку технологии электронного оглушения сложны сами по себе и находятся в постоянном развитии. Также мы периодически проводим испытания новых устройств, поэтому сейчас готовы предложить своим партнерам различные варианты комплектования участков убоя. Разумеется, ни один проект не обходится без такой позиции, как спецодежда. В частности, мы предлагаем продукцию известной немецкой фирмы Schlacht-hausfreund (дословно переводится как «друг бойни»), которая специализируется на спецодежде и различных приспособлениях для убоя: ножах, кольчужных защитных средствах. Причем с этого года мы стали предлагать, на мой взгляд, весьма интересную услугу для наших партнеров: мы теперь единственные в России, кто осуществляет ремонт порванных и поврежденных кольчужных перчаток и фартуков. За треть от стоимости новых кольчужных изделий мы их полностью восстанавливаем. И клиенты не заставили себя долго ждать. Такой сервис мы будем разворачивать по всей России. Это идеально вписывается в нашу концепцию развития сети собственных небольших представительств в приоритетных регионах. Сервис-инженер, располагающий небольшим складом запчастей, будет обслуживать убойные цеха и предприятия конкретного региона. Сейчас у нас уже работают региональные представители в Южном федеральном округе и в Центрально-черноземном округе. В перспективе мы планируем охватить такой сетью филиалов всю Россию.

— Вы предлагаете бывшее в употребление оборудование или только новое?

— Инструмент мы поставляем только новый. Также в нашем ассортименте присутствуют некоторые позиции технологического оборудования для убоя, которые мы производим в Прибалтике. Последние два года мы развиваем еще одно интересное направление бизнеса: продажу в России оборудования закрывающихся или переоснащающихся европейских предприятий. Это направление оказалось очень перспективным, поскольку позволяет инвесторам экономить средства при создании новых боен или реконструкции уже существующих производств. Экономия мо- жет составлять свыше 50% от стоимости аналогичного типового технологического проекта. Уже реализовано несколько проектов, в которых было инсталлировано оборудование для убоя, до этого бывшее в употреблении на предприятиях Европы. По одной такой линии мы уже запустили под Серпуховом и на Кубани. Сейчас монтируются линии в Воронежской и Курской областях. В дополнение к этому на складе у нас всегда присутствуют все необходимые единицы технологического оборудования для убоя — причем как новые, так и бывшие в употреблении из Европы. В их числе: боксы оглушения, платформы, пневматические подъемники, подвесные пути, элеваторы, мойки туш, санитарно-гигиеническое оборудование и прочие позиции.

— Насколько я знаю, российское подразделение Jarvis, ООО «Джарвис», работает уже более 10 лет. Как за это время изменилась отрасль?

— Когда мы только начинали свою работу в России, российский сектор первичной переработки мяса находился на стадии зарождения. Окончательные черты отрасль начала приобретать только сейчас. И если основу советской индустрии убоя составляли крупные комбинаты, на которых осуществлялся и убой животных, и переработка сырья, то новая индустрия первичной переработки базируется на хорошо оснащенных специализированных предприятиях. Предприятий, которые в первозданном виде сохранились с советских времен, осталось совсем немного. Флагманами современной отечественной индустрии, задающими тон развития отрасли первичной переработки, являются такие предприятия, как «Мираторг», «Агро-Белогорье», «Белгранкорм», «Золотая Нива» и др. Они используют современные западные технологии, поскольку проектировались и оснащались при непосредственном участии иностранных фирм. Основные бизнес-процессы этих предприятий также организованы по образу и подобию западных производств. Их работа соответствует наиболее современным стандартам, принятым в Европе и США. Немало и хорошо оснащенных предприятий меньшего масштаба, в числе которых стоит упомянуть «Лукес», «Рамфуд», «Кррос», «Виктория» и т. д. Эти предприятия вносят существенный вклад в развитие отечественной индустрии первичной переработки мяса, особенно в части переработки крупного рогатого скота. Самим своим появлением они вписали новую страницу в историю развития отечественной мясоперерабатывающей отрасли: раньше специализированных предприятий убоя, как я уже отмечал, не было вообще. В современной отечественной мясоперерабатывающей отрас- ли, конечно, встречаются предприятия с комбинированной организацией убоя, тем не менее все больше становится именно специализированных производств, осуществляющих убой либо только КРС, либо исключительно свиней. Замечу, что в нашей стране уже насчитывается больше десятка предприятий по убою свиней средней по европейским меркам производительности (порядка 200 голов в час). В то время как предприятий средней производительности по КРС у нас нет вообще. Самые крупные отечественные бойни забивают не более 300 голов крупного рогатого скота в смену. Для Европы наиболее распространенная производительность составляет порядка 60-80 голов в час. Поэтому очевидно, что индустрия первичной переработки КРС все еще находится на начальном пути своего развития, что связано, прежде всего, с его небольшим суммарным поголовьем и неразвитостью всей отраслевой структуры животноводства. В то же время ситуация с МРС еще хуже: поголовье в основном сосредоточено в небольших разрозненных личных хозяйствах. Сегодня в России не работает ни одной линии по убою МРС, которая бы соответствовала современным требованиям. Впрочем, в целом отрасль находится в состоянии стабильного развития, что позволяет надеяться, что ситуация с первичной переработкой КРС и МРС также постепенно будет улучшаться. Мне приходится слышать от коллег об опасениях из-за вступления в ВТО, грозящих проблемах, неминуемом наступлении спада и т. д. Однако от лица ООО «Джарвис» могу сказать, что мы очень оптимистично смотрим в будущее. Ведь в нашем случае практически каждый год идет удвоение объемов продаж по сравнению с предыдущим. Мы сейчас наблюдаем массовый переход предприятий убоя на современные технологии производства, за счет чего непрерывно находимся в процессе согласований, переговоров и исполнения размещенных заказов.

— Да, я обратил внимание, что с вами сейчас не просто связаться: вы все время в разъездах. Очевидно, что проектов у вас хватает...

— Проектов-то хватает, но начинает не хватать людей, чтобы все успевать, поскольку, как я говорил, мы работаем и с новыми клиентами, и не забываем о старых. Причина одна: мы строим взаимоотношения на долгосрочной основе. Поэтому у нас так же много забот, как и у бурно развивающейся российской индустрии первичной переработки мяса.

— Спасибо за интервью.

Беседу вел Евгений Дряхлов
ООО «Джарвис»
Тел.: 495 2230383 • Факс: 495 2230384 • info@jarvis-russia.ruwww.jarvis-russia.ru