Мобильная торговля: соревнования начинаются
! (в открытом доступе статья публикуется в сокращенном варианте)
Торговля с колес и сбор заказов на местах популярные во всем мире методы оптовой торговли.
Благодаря использованию современных возможностей связи, интернета и интегрируемых
технологий мобильные решения позволяют оптимизировать коммерческую и производственную
деятельность, сократить издержки и увеличить отдачу от инвестиций в уже существующие
информационные системы.
Система электронного контроля за процессом доставки повышает производительность труда,
укрепляет приверженность клиентов определенному поставщику и дает преимущества в
конкурентной борьбе. Корпоративная мобильная система, разработанная в 80-х годах, стала
классическим примером эффективности отслеживания (с помощью беспроводной связи)
перемещений сотрудников и отправлений. Пионером корпоративной мобильной торговли стала
компания FedEx. За счет применения беспроводных систем американской фирме удалось резко
повысить производительность труда работников, а эффективность бизнеса буквально поднялась на
новый уровень. Чтобы воспользоваться преимуществами мобильной торговли, многие предприятия
уже сегодня обращаются к компаниям-автоматизаторам. Движущей силой в этом процессе по
крайней мере, на территории России являются крупные торговые розничные сети, как западные,
так и отечественные.
Факторы мобильности
Специалисты называют три ключевых фактора, способствующих росту активности в области
мобильной торговли. В первую очередь, существенную роль играют здесь изменения, которые
претерпевают сами предприятия: увеличение мобильности сотрудников и глобализация рабочей
силы приводят к тому, что фирма, ее работники и многочисленные источники информации, столь
важные для бизнеса, могут быть территориально удалены друг от друга.
Второй фактор бурное развитие рынка розничной торговли и пищевых продуктов, заставляющее
игроков на нем действовать быстро, реагируя на изменения в реальном времени. Наконец,
мобильную торговлю подталкивает то обстоятельство, что беспроводные сервисы для управления
активами и складскими запасами, как показывает практика, позволяют сократить расходы и повысить
эффективность работы, а значит, опередить конкурентов в жесткой и бескомпромиссной борьбе.
Торгуя «с колес»
На стадии начального формирования рынков розницы и продуктов питания норма прибыли была
настолько высокой, а конкуренция настолько низкой, что компании мало задумывались об увеличении
эффективности своего бизнеса. Сейчас в лидеры выбились те, кто раньше других осознал выгоду от
внедрения современных технологий работы с клиентом. Раньше потребитель практически всегда
приходил к продавцу. Сегодня сам продавец вынужден идти к клиенту, чтобы закрепить его
лояльность и сохранить свою прибыль.
Наиболее востребованным мобильным решением для российского рынка является, пожалуй,
автоматизация прямых продаж товара (Van Selling, или торговля c колес, с автомобилей). Давайте
разберемся, что представляет из себя эта система и насколько эффективно ее применение.
Девиз метода Van Selling «товар, который нужен, доставляется туда, где он необходим». У нас в
стране при обычной схеме работы организационная сторона оформления и оплата заказа выглядит
приблизительно таким образом. Руководство торговой точки делает предварительный заказ,
обозначив ассортимент и необходимое количество продукции. После чего высылается счет, который
магазин оплачивает. Затем приезжает машина оптовой компании, ее представитель и менеджер
магазина составляют накладную, и товар выделяется по тому счету, который был выписан и оплачен.
Минусы такого подхода (в особенности для мелких разрозненных магазинов без собственных
складских помещений и тем более РЦ): в реальной жизни прогнозировать структуру склада и цены
крайне затруднительно. За время, которое проходит от заказа до доставки, могут измениться и
конкурентная обстановка, и спрос, и цены. Постепенно складывалась практика, когда поставщик
приезжает в магазины регулярно и без предварительной договоренности. Торговый представитель
предлагает руководству торговой точки выбрать товар в необходимом на этот момент ассортименте и
объеме, оформляя финансовые документы прямо на месте.
При грамотно выбранных приемах автоматизации учета открываются широкие возможности
оптимизации работы. Система автоматизации прямой доставки и была специально разработана для
повышения эффективности работы предприятий FMCG (fast moving consumer goods, или сектор
«товаров повседневного спроса»), занимающихся дистрибуцией и прямой доставкой товаров.
Мобильное решение обеспечивает существенное увеличение скорости и объема продаж и позволяет
интегрировать выездную торговлю в информационную систему предприятия.
Мобильная торговая система позволяет усилить контроль за движением товаров и денежных средств,
сократить количество ошибок персонала за счет исключения процедур, связанных с ручным
оформлением документов. Время обслуживания одного клиента сокращается, а значит,
увеличиваются объемы продаж. Процедура оформления накладных документов при
автоматизированном подходе к Van Selling в среднем сокращается с одного часа до 10-15 мин., а при
использовании технологии штрих-кодирования до 2-3 мин. Характерно, что использование
карманного переносного компьютера для оперативного оформления заказа производит неизгладимое
впечатление на заказчиков. Это немаловажно: повышается уровень доверия партнеров.
Вся информация по продажам автоматически выгружается из терминала в центральную базу. Таким
образом происходит электронный обмен данными с общей системой оперативного или
бухгалтерского учета на предприятии. Это означает, что отпадает необходимость в многочасовом
ручном вводе информации. Наконец, пользователи получают возможность гибко обрабатывать
оперативную информацию изменения маршрутов, ассортимента товаров, цен и скидок и т. д. Такая
постановка дела, помимо традиционных преимуществ автоматизированных решений,
продемонстрировала еще одно: объем продаж стал меньше зависим от знаний и умений конкретного
торгового представителя.
Далее в статье анализируется практика использования мобильных решений на российских предприятиях индустрии
продовольствия, а также рынок решений для мобильной торговли программно-аппаратных комплексов,
портативных терминалов.
|