архив
          English

Тенденции рынка специй

«Спец»-продукт

По прогнозам отечественный рынок специй будет расти минимум на 20% в год.

До сих пор существует некоторая путаница в определении «специй» и «пряностей». В специальной литературе специями называют ряд продуктов различного происхождения, в том числе и растительного (сахар, соль, соду, уксус, крахмал и т. д.), с помощью которых сырой продукт превращается в блюдо с определенным вкусом и консистенцией. Пряности — продукты растительного происхождения, предназначенные совершенно для другого. А путаница в этих терминах происходит оттого, что кулинары именуют специями некоторые очень часто употребляемые и наиболее известные классические пряности (красный и черный перец, гвоздику, корицу, лавровый лист). Мы воспользуемся тем, что в настоящее время в компаниях, работающих на рынке пищевых ингредиентов, термины «специи» и «пряности», как правило, считают синонимами, и будем в дальнейшем использовать термин «специи».

Специи
От моно- до поли-

Отечественный рынок специй, как, впрочем, и пищевых ингредиентов в целом, существует как таковой немногим более 10 лет. Сегмент специй является одним из самых быстрорастущих. Его емкость с учетом розничных продаж оценивается в 100 млн долл., 40 тыс. тонн продукта в год. Основной причиной столь бурного развития специалисты называют почти 100-процентный уровень рентабельности. По прогнозам, прирост рынка в ближайшее время будет составлять от 20% в год.

Несмотря на продолжающееся формирование рынка специй, уже сегодня можно классифицировать работающие на нем компании следующим образом:

  • крупные импортеры;
  • торговые и торгово-производственные компании, поставляющие сырье и специи фасовщикам конечной продукции или конечным потребителям (прежде всего предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности), а также осуществляющие помол, расфасовку и приготовление комплексных смесей самостоятельно;
  • эксклюзивные представители, дистрибьюторы крупных зарубежных производителей готовых комплексных смесей.

    В ассортиментной линейке второй группы компаний, к которым можно отнести компании «Время и К», «Ланит-99» и др., как правило, представлено свыше 100 номенклатурных позиций специй, включая пряности, сушеные травы и овощи из различных регионов мира. Поставки осуществляются мешками весом от 10 до 60 кг; наиболее распространенной расфасовкой является вес в 25 кг.

    Представителями третьей группы компаний являются «Могунция-Интеррус», «Матимэкс», «Акжера-Ароматика» и др. «Могунция-Интеррус» поставляет готовые смеси одноименной немецкой компании, производственные мощности которой расположены в Германии и Австрии. Самая популярная расфасовка — 1 кг в фольгированном пакете. Представители компаний считают, что отсутствие расфасовки в России может служить гарантией качества поставляемых смесей. Фирма «Матимэкс» поставляет на наш рынок готовые смеси специй австрийской компании Almi, ассортимент которых насчитывает более 200 видов. «Акжера-Ароматика» поставляет специи и приправочные композиции польской компании Intercor.

    Больше вкусов, хороших и разных

    В сегменте рынка специй существует достаточно ярко выраженная отраслевая направленность компаний. В основном они ориентируются на какое-то одно или несколько близких направлений — мясопереработка, рыбопереработка, производство соусов, пищевых концентратов, кондитерское, ликероводочное. Тенденцией последнего времени стало освоение некоторыми компаниями ранее не свойственных им направлений, что может служить доказательством роста потребления специй и пряностей.

    Специалисты отмечают, что за последние несколько лет не только увеличился объем потребления специй в России, но и значительно расширился их ассортимент. Если в советские времена перечень специй, которые использовались и в пищевой промышленности, и предлагались в розничной торговле, составлял, как правило, не более десяти наименований, то в настоящее время ассортимент стал неизмеримо больше. Впрочем, несмотря на наметившиеся явные позитивные изменения, специалисты отмечают, что до сих пор сравнение количества и разнообразия употребления специй в России и в Европейских странах, не говоря уже о Востоке, не в нашу пользу.

    Поэтому не удивительно, что многие российские и зарубежные компании, работающие на российском рынке, постоянно заняты разработкой все новых и новых комбинаций вкусов с использованием самых разнообразных специй. К этому их побуждает и растущая конкуренция. Как отмечает Олег Алферников, генеральный директор ЗАО «Время и К»: «Растет культура потребления специй. Мы считаем, что одна из наших задач — прививать вкус к более широкому употреблению специй, и это нам удается».

    Специалисты отмечают, что производители продуктов питания в настоящее время стали предпочитать уже готовые многофункциональные смеси, составленные в соответствии с рецептурой. Это тем более удобно и выгодно, что в эти смеси, как правило, включаются не только специи, но и технологические добавки, необходимые в производстве продукта. При этом и дозировки в функциональных смесях уже определены и выверены.

    Многофункциональные смеси впервые стали использоваться на Западе, но там при их производстве применялись не только натуральные компоненты, но и искусственные добавки. Большинство российских компаний производят функциональные смеси только с использованием натурального сырья.

    Следует отметить и еще одну особенность современного отечественного рынка специй: компании, работающие в этом сегменте рынка пищевых ингредиентов, предлагают потребителям не только специи как таковые, а разработанные рецептуры и нормативно-техническую документацию на пищевые продукты с применением производимых добавок, то есть на продукты, в которых использованы те или иные комбинации специй. При этом прилагаются все усилия к тому, чтобы сделать свой продукт отличным от аналогичных. Это еще одно направление расширения ассортимента предлагаемых специй.

    Многие компании либо имеют свои небольшие опытные производственные подразделения («Время и К»), где разрабатываются новые продукты (например, колбасы, сосиски и пр.), либо используют производственную базу своих партнеров за рубежом. Как отметила Светлана Румянцева, заместитель генерального директора по технологиям и сбыту компании ЗАО «Матимэкс»: «Мы разрабатываем новые продукты с использованием различных комбинаций специй в Австрии на производственной базе нашего партнера. И после соответствующих дегустаций, тестирования и сертификации предлагаем их отечественным производителям, при этом наши технологи всегда готовы проконсультировать технологов потребителя».

    О пользе просвещения

    То, что для подавляющего большинства смесей используется импортное сырье — отнюдь не случайно. В России произрастает очень мало растений, которые служат хорошим сырьем для приготовления специй. Но даже те простейшие пряности (укроп, петрушка, чеснок, морковь, сладкий перец), которые можно выращивать и заготавливать в России, отечественные компании предпочитают закупать за рубежом. Российские сельхозпроизводители не в состоянии обеспечить достаточные объемы и конкурентные цены. В странах ближнего зарубежья по приемлемым ценам и хорошего качества можно закупать сырье для таких, например, специй, как: кориандр, горчица, лавровый лист (Грузия), морковь, лук, картофель, паприка, чеснок, барбарис, укроп, петрушку (Узбекистан). Хотя то же сырье поступает к нам и из дальнего зарубежья. Причем зачастую импортное сырье по показателям цена-качество значительно превосходит отечественное.

    На российском рынке представлена продукция из Азии (Китай, Вьетнам, Индия, Индонезия), Африки (Египет, Нигерия), Латинской Америки (Бразилия, Гватемала, Перу, Мексика), а также из некоторых европейских стран, в том числе Голландии, Польши, Турции. В настоящее время больше всего специй экспортируется из Индии, Индонезии, Вьетнама и Бразилии. Хотя по некоторым позициям лидерство той или иной страны зависит о урожая. Наиболее качественными считаются пряности, выращенные в Индии и Мексике.

    Тенденцией последнего времени стало расширение поставок из Китая, особенно это касается сушеных овощей. Это явилось результатом неплохого качества сырья и гибкой ценовой политики, осуществляемой китайцами по завоеванию российского рынка.

    Стоит отметить, что если раньше приоритетным фактором при покупке сырья отечественными поставщиками специй была цена, то теперь многие предпочитают ориентироваться в первую очередь на качество. Растущая конкуренция вынуждает компании закупать сырье по достаточно высоким ценам, но хорошего качества. Они заинтересованы в длительном сотрудничестве и стараются не подводить своих постоянных клиентов.

    Между тем многие специалисты отмечают недостаточно высокую культуру потребителей специй, далеко не всегда представляющих себе, как должна выглядеть специя высокого качества. Именно этим подчас пользуются недобросовестные участники рынка, предлагая недоброкачественную продукцию по низким ценам. Например, не всякий знает, что черный молотый перец хорошего качества должен иметь зеленоватый отлив.

    В результате специи и поныне фальсифицируют. Компании-поставщики отмечают, что порой на российском рынке нередки ситуации, когда у одной и той же компании продукт в молотом виде стоит дешевле, чем это же сырье. Например, перец душистый в горошках стоит дороже, чем тот же перец молотый.

    В настоящее время существенно меняется ассортимент в сторону более качественной продукции, для которой уже сформировался потребитель. И специи играют не последнюю роль в производстве качественной и полезной пищевой продукции. Если в недавнем прошлом использование специй ассоциировалось у многих с попыткой производителей «замаскировать» дефекты некачественного сырья, то сейчас их присутствие в продукте означает не только хорошие вкусовые качества, но и полезность. Во-первых, большинство специй невозможно заменить искусственными пищевыми добавками, а значит, в продукт поступают натуральные ингредиенты. Во- вторых, большинство специй одновременно являются в какой-то степени и лекарством, они благотворно влияют на организм человека.

  •