архив
          English

Системы идентификации товаров

Системы идентификации товаров: придется шагнуть в будущее

! (в открытом доступе статья публикуется в сокращенном варианте)

Острая конкуренция на рынке неминуемо ведет к падению доходности торговых операций, отчего розничные операторы вынуждены постоянно оптимизировать ассортимент и повышать эффективность логистики.

Системы идентификации товаров

Когда основной процесс сегментации рынка закончится, продавцам, производителям и поставщикам продовольственных товаров придется осваивать новые технологии, и в выигрыше окажутся те, кто уже сегодня серьезно задумывается об инвестициях в них.

Barcode начинает и выигрывает

Первым координатором стандартизации и распространения системы штрихового кодирования в промышленности и торговле стала еще в 70-х годах прошлого века американская организация Universal Product Code (UPC, или «Универсальный товарный код»). В конце семидесятых систему идентификации потребительских товаров применили и в европейских странах, где та получила наименование European Article Numbering (EAN, или «Европейский артикул»). Стандарты заокеанского континента и Старого Света вполне совместимы, а вся разница между кодами EAN и UPC сводится к их длине: первый на один знак длиннее (13 знаков против 12-ти).

Согласно алфавиту кода EAN, каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. Первые две-три цифры (префикс) обозначают код страны, следующие шесть цифр — регистрационный номер предприятия внутри национальной организации. Совокупность кода страны и организации является уникальной комбинацией и однозначно идентифицирует фирму-производителя товара. Оставшиеся цифры кода каждое конкретное предприятие использует для кодирования своей продукции. Последняя, тринадцатая цифра является контрольной — она определяется по специальному алгоритму и обеспечивает надежность всего штрих-кода.

Сейчас в мире зарегистрировано более 50 стандартов штрихового кодирования, но наиболее широкое признание получили четыре: Code 39 (низкой, средней и высокой плотности), Interleaved 2-of-5, Codabar и EAN/UPC. В розничной торговле самым распространенным форматом стали коды EAN/UPC. В последнее время к привычным одномерным штрих-кодам «присоединяются» и двухмерные, например, PDF-417, позволяющие кодировать достаточно большой объем информации. Двухмерный формат, в частности, применяется в технологии Queue Busting («Уничтожение очереди»). Технология позволяет сократить время, необходимое на считывание штрих-кодов товаров, находящихся в корзине покупателя непосредственно в зоне кассового узла. Работает это следующим образом. Служащий супермаркета подходит к покупателям, стоящим в очереди к кассе, и с помощью сканера считывает штрих-коды товаров из корзины покупателя; далее товар упаковывается в пакет и запечатывается. Сверху на пакет крепится распечатанная на мобильном принтере этикетка с двухмерным кодом, так что когда покупатель подойдет к кассиру, последнему не понадобится сканировать каждый товар из корзины (на что может уйти от 1 до 2 мин) — достаточно считать один двухмерный код и дать POS-терминалу команду напечатать чек. Вся операция займет несколько секунд, что очень удобно для покупателя — тому не придется томиться в очереди. Клиент обязательно запомнит, в каком магазине он сэкономил время, а значит, в следующий раз придет именно сюда. В условиях жесткой конкуренции между розничными операторами это немаловажный фактор привлечения покупателей.

Штрих-код
Продукт попадет в супермаркет, только если на упаковке есть штрих-код

Сегодня штрих-код является основой организации практически всех бизнес-процессов не только в рознице (автоматизация рабочих мест кассиров, бухгалтерский учет, планирование запасов и остатков, контроль за продажами), но и в пищевой и перерабатывающей промышленности (в большей мере это касается сферы упаковки и логистики). Крупные сети — желанный клиент любого предприятия, производящего продукцию, — уже давно не принимают товар, лишенный штрих-кода. С помощью штрихового кодирования сбор, запись и обработка информации становятся более быстрыми и точными процессами, что в конечном счете позволяет снижать цены, сводя к нулю вероятность ошибок, пересортицы и т.д., а также упрощать все процессы товарооборота.

Системы идентификации товаров
С терминалом сбора данных инвентаризация перестает быть головной болью для ритейлеров. Учет по группам товаров можно провести не приостанавливая работу магазина

Система маркировки и комплексного автоматизированного учета на базе технологий штрихового кодирования позволяет исключить пересортицу при приеме продукции от поставщиков и их отгрузке. Фактически вы оприходуете только то, что заказали у поставщиков, и отгрузите только то, что затребовали. И стоит заметить — в нужном количестве, поскольку при считывании штрих-кодов автоматически проверяется соответствие документам фактически принимаемого или отгружаемого товара. Кроме того, можно с полной достоверностью, в реальном времени, автоматически регистрировать прохождение продукции внутри предприятия, значительно ускорить учет и инвентаризацию товаров и продукции, сократив при этом количество ошибок. Это означает наличие возможности отслеживания уровня запасов и сокращения ненужных затрат.

Автоматическая идентификация на основе штрих-кодирования позволяет осуществлять инвентаризацию — обычно трудоемкий и долговременный процесс — быстро и именно тогда, когда в нем возникает оперативная необходимость. При этом работник магазина, склада или предприятия может вводить инвентаризационную опись, сканируя штрих-коды с этикеток, фактически имеющихся на складе, а управляющий менеджер имеет дополнительную возможность получать тут же и отклонения от учетных остатков. Получается, экономия времени — существенный фактор повышения эффективности бизнес-процессов, а значит, и прибыльности предприятия. Представьте себе доставленную партию товара из 20 контейнеров с мясной продукцией. Чтобы переписать коды и серийные номера вручную, одному работнику понадобится не менее 4 мин. Если воспользоваться сканером, вся операция займет 20 — 30 сек.


Далее в статье — мобильный учет, логистика по принципу Just in time, технологии электронного товарообмена, сканирование и ввод данных, печать штрих-кода, RFID: настоящее и будущее.